Психолого-педагогические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

     Цель реализации программы - профессиональная переподготовка специалистов для учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме использования инновационных подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

     Задачи реализации программы:

  • ознакомление слушателей с нормативно-правовыми основами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • формирование у слушателей глубоких и систематизированных знаний в области методологии, теории и практики дефектологии; концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях введения ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • ознакомление слушателей с нарушениями в развитии интеллекта с учётом типологии этой категории детей, закономерностей их развития, сенсорно-перцептивной сферы, интеллектуально-познавательной сферы и др. 

  • обучение слушателей выявлению отклонений в умственном развитии; решению диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач;

  • изучение методических аспектов организации дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях введения ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки педагогических кадров (далее – ДПП ППК «Психолого-педагогические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» предназначена для повышения квалификации специалистов учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме использования инновационных подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации инклюзивного образования и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий в условиях инклюзивной практики.

     Программа рассчитана на 306 часов  и состоит из 5 модулей. Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Критериями освоения содержания программы являются: сдача зачетов и защита выпускной квалификационной работы.

     Категория обучающихся: педагогические работники, имеющие среднее или высшее профессиональное образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

     Форма обучения: очная с элементами дистанционных технологий.

     Сроки освоения программы: 306 ч. Из них – лекционных – 106 часов. Практических занятий (семинаров) – 124 часа.  Контрольно-самостоятельной работы слушателя - 76 часов. Инновационные формы образовательного процесса (указать конкретно) 12 часов.

     Форма итоговой аттестации: защита выпускной квалификационной работы.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных работ, ч

Формы учебных работ

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере специального (коррекционного) образования в условиях введения ФГОС ОВЗ»

0,22/8

4

4

-

_

_

1.1

Современные тенденции развития специального (коррекционного) образования.

0,11/4

2

2

-

_

_

1.2

Экономические и правовые основы деятельности системы образования

0,11/4

2

2

_

_

_

2

Модуль 2 «Основы педагогики»

0,33/12

5

6

_

_

1

2.1

Педагогика как наука. Сущность педагогического процесса как целостного явления: дидактика и теория воспитания

0,16/6

2

4

_

_

--

2.2

Традиционные и инновационные образовательные технологии

0,16/6

3

2

_

_

1

КСР

3

Модуль 3 «Медико-биологические основы дефектологии»

2,11/76

31

32

_

_

13

 

3.1

Нейропсихология

0,50/18

7

8

_

_

3

КСР

3.2

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

0,53/19

8

8

_

_

3

КСР

3.3

Невропатология

0,53/19

8

8

_

_

3

КСР

3.4

Анатомия, физиология и патология

органов слуха, речи и зрения

0,55/20

8

8

_

_

4

КСР

4

Модуль 4 «Основы специальной психологии»

2/72

26

31

-

_

15

4.1

Специальная психология

0,33/12

4

5

_

_

3

КСР

4.2

Психопатология

0,5/18

7

8

_

_

3

КСР

4.3

Клиника интеллектуальных нарушений

0,33/12

4

5

_

_

3

КСР

4.4

Психолого-педагогическая диагностика

0,5/18

7

8

_

_

3

КСР

4.5

Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

0,33/12

4

5

_

_

3

КСР

5

Модуль 5 «Теоретические и методические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

2,83/102

40

51

_

_

11

5.1

Основы обучения и воспитания детей с ОВЗ

0,33/12

5

6

_

_

1

КСР

5.2

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

0,33/12

4

6

_

_

2

КСР

5.3

Основы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

0,33/12

5

6

_

_

1

КСР

5.4

Методика преподавания русского языка, литературы  и  развития речи (специальная) детям с ОВЗ

0,33/12

5

6

_

_

1

КСР

5.5

Методика преподавания математики (специальная) детям с ОВЗ

0,33/12

5

6

_

_

1

КСР

5.6

Методика преподавания естествознания детям с ОВЗ

0,36/13

4

6

_

_

3

КСР

5.7

Методика преподавания ручного труда и изобразительной  деятельности детям с ОВЗ

0,64/23

9

12

_

_

2

КСР

5.8

Формы дистанционного обучения как одна из альтернатив образовательного процесса для детей с ОВЗ

0,16/6

3

3

_

_

--

6

Подготовка к итоговой аттестации

1/36

36

О

Итого зачетных единиц / часов

8,5/306

2,94/

106

3,44/

124

_

_

2,11/

76

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.


ИПК 2016г.
2016-2018 г.
Лицензия № 0133/03051 от 17 марта 2016 года