Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК)
«Актуальные вопросы деятельности учителя по преподаванию учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» («Основы светской этики»)» предназначена для повышения
квалификации педагогических работников образовательных организаций.
Повышение квалификации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от
29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональным стандартом
«Педагог», квалификационными требованиями к педагогическим работникам (учителям),
Концепции непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской
области, утвержденной приказом министерства образования Тульской области от 10.10.2019
№ 1419.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на усвоение
базовых духовно-нравственных ценностей, которые раскрывают духовные основы отечественной
культуры, способствуют формированию российской гражданской идентичности младшего
школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.
Данный предмет призван актуализировать в содержании общего образования и
смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию,
создать условия для приобщения к ней российских школьников. Образовательный процесс в
границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у
обучающихся представление об отечественной религиозно-культурной традиции
посредством ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую
цель, определённую Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного
гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального
народа России. Курс связывает научные и вненаучные формы знания, религиозные представления
и культурные ценности во многом посредством создания условий для развития субъектности детей,
для развития их духовности как преодоления ограниченности бытового, повседневного
существования. Такая направленность «Основ религиозной культуры и светской этики» требует в
процессе его реализации уделять особое внимание сопоставительному анализу духовного опыта,
сохраняемого различными конфессиями, постижению его нравственного потенциала.
Введение комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в
образовательный процесс определяется необходимостью существенного усиления воспитательных
функций общеобразовательных учреждений во взаимодействии с семьей, общественными и
традиционными религиозными организациями, учреждениями дополнительного образования,
оказания им необходимой, своевременной и квалифицированной поддержки в непростых ситуациях
нравственного выбора и общественного самоопределения.
Программа рассчитана на 144 часа и состоит из 2 модулей, направленных на изучение
учебно-методических и научно-мировоззренческих основ реализации предметной области «Основы
религиозных культур и светской этики» в соответствии с ФГОС НОО и психолого-педагогических
условий обеспечения доступности начального общего образования.
Критериями освоения содержания программы являются: результаты итоговой аттестации,
состоящей из итогового тестирования, включающего задания по всем модулям программы и
выполнения итоговой работы (выполнение творческого задания).
обучающиеся
уровень образования – лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование
форма
очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Рабочая программа
цель
совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области преподавания учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
задачи
ознакомить с государственной политикой в сфере образованияповысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области разделов курса «Основы религиозных культур и светской этики»сформировать умение критически оценивать современные научные и философские представления о религии и этической детерминации, представление об основных направлениях религиозной философии, этики и религиозно-философской антропологиивыработать целостное представление о содержании и формах религиозных, культов, институтов, мировых и национальных религий, тенденций изменения в современном религиозном мировоззрении и современной религиозной культуре
144 ч. из них:
лекционных – 34 часапрактических занятий (семинаров) – 68 часов (из них интерактивные формы образовательного процесса: лекции с проблемным изложением материала - 6 часов, мастер-классы – 6 часов, разбор конкретных ситуаций – 8 часов. Всего 20 часов)самостоятельная работа слушателя с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса СДО Moodle) – 36 часовстажировка – 6 часов