Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Содержание и организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Содержание и организация коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога» предназначена для повышения квалификации учителей-дефектологов образовательных организаций. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и развить профессиональную компетентность учителей-дефектологов в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических, дефектологических технологий.

Повышение квалификации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональным стандартом «Педагог», квалификационными требованиями к педагогическим работникам (учителям). Концепции непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области, утвержденной приказом министерства образования Тульской области от 10.10.2019 № 1419.

Актуальность данной программы основана на значимости коррекционно-педагогической работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Продолжающаяся тенденция увеличения числа детей с различными нарушениями требует специальной коррекционно-педагогической помощи, а расширение сети специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений определяет потребность в специалистах, способных обеспечить квалифицированную помощь детям с нарушениями в развитии и консультативную помощь их родителям.

Программа рассчитана на 144 часа и состоит из 8 модулей, направленных на изучение нормативно-правовых основ специального (коррекционного) образования; актуальных проблем коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

Критериями освоения содержания программы является: результаты итоговой аттестации в СДО Moodle зачет в виде итогового тестирования, итоговой работы (подготовки накопительного портфолио слушателя, обобщающего результаты самостоятельной работы и т.п.).

обучающиеся

уровень образования – лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

форма

очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Рабочая программа

цель
формирование и совершенствование профессиональных компетенций учителей-дефектологов по проблеме организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

задачи
  • ознакомить с государственной политикой в сфере образования
  • сформировать представление организации психологического сопровождения образовательного процесса в современных условиях
  • рассмотреть воспитательную деятельность в образовательной организации в призме современной социокультурной ситуации
  • ознакомить с основами инклюзивного образования
  • освоить способы оказания первой помощи
  • описать современные подходы к оценке эффективности педагогической деятельности в условиях реализации современных образовательных стандартов и государственных требований
  • формирование у слушателей глубоких и систематизированных знаний в области методологии, теории и практики дефектологии; концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью
  • ознакомление слушателей с нозологией нарушений развития разной этиологии у детей, путей дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей их развития
  • обучение слушателей выявлению различных отклонений в развитии, решению диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач
  • изучение методических аспектов организации коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

  • 144 ч. из них:

  • лекционных – 34 часа
  • практических занятий (семинаров) – 68 часов (из них интерактивные формы образовательного процесса: лекции с проблемным изложением материала - 8 часов, дискуссии – 6 часов, разбор конкретных ситуаций – 10 часов. Всего 24 часа)
  • самостоятельная работа слушателя с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса СДО Moodle) – 36 часов
  • стажировка – 6 часов

  •