Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Теоретико-методические аспекты обучения русскому языку как неродному

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (далее – ДПП ПК) «Теоретико-методические аспекты обучения русскому языку как неродному» предназначена для повышения квалификации (профессиональной переподготовки) педагогических работников учителей начальных классов образовательных организаций. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации начального общего образования, в том числе инклюзивного (лиц с ОВЗ), и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

Повышение квалификации осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», профессиональным стандартом «Педагог», квалификационными требованиями к педагогическим работникам (учителям), Концепции непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области, утвержденной приказом министерства образования Тульской области от 10.10.2019 № 1419.

Актуальность данной программы основана на современной ситуацией развития начального образования, в частности, на реализации стандартов начального общего образования, где комплексному организационно-методическому сопровождению образовательного процесса уделяется серьезное внимание. Одним из результатов развития современного общества являются миграционные процессы, способствующие появлению на территории коренных народов различных диаспор, вследствие чего возникает проблема «освоения» этническими группами языка места пребывания, в частности русского, и проблема совместного обучения русскоговорящих детей и детей, для которых русский язык - неродной. Степень владения русским языком как языком обучения у детей-билингвов, детей-монолингвов, детей-инофонов различна, что необходимо учитывать при организации учебно-методической работы с ними. Приоритетным направлением формирования языковой культуры младших школьников при освоении предметного содержания дисциплин начальной школы является межпредметная интеграция.

Критериями освоения содержания программы являются: результаты итоговой аттестации, состоящей из итогового тестирования, включающего задания по всем модулям программы и выполнения итоговой работы (выполнения творческого задания).


обучающиеся

уровень образования – лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

форма

очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Рабочая программа

цель
совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области обучения русскому языку как неродному в условиях реализации обновлённых ФГОС НОО.

задачи
  • ознакомить с государственной политикой в сфере образования;
  • усовершенствовать профессиональные компетенции учителей начальных классов, направленные на освоение ресурсов ФГОС НОО для построения эффективной системы начального общего образования;
  • сформировать представление организации психологического сопровождения образовательного процесса в современных условиях;
  • рассмотреть воспитательную деятельность в образовательной организации в призме современной социокультурной ситуации;
  • сформировать навыки диагностики уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы начального общего образования и способов интеграции языковых средств в образовательную деятельность детей младшего школьного возраста;
  • ознакомить с основами инклюзивного образования;
  • освоить способы оказания первой помощи;
  • описать современные подходы к оценке эффективности педагогической деятельности в условиях реализации современных образовательных стандартов и государственных требований;
  • систематизировать знания о способах формировании и оценки функциональной грамотности.

  • 144 ч. из них:

  • лекционных – 34 часов
  • практических занятий (семинаров) – 68 (из них интерактивные формы образовательного процесса: лекции с проблемным изложением материала - 10 часов, решение ситуационных задач, решение кейсов – 6 часов, разбор конкретных ситуаций – 13 часов. Всего 29 часов)
  • самостоятельная работа слушателя с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса СДО Moodle) – 36 часов
  • стажировка – 6 часов.

  •