Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Мероприятия

12 апреля 2022 года кафедрой профессионального образования и менеджмента проведен региональный коворкинг «От развивающей образовательной среды до цифрового образовательного пространства школы».
С вопросом «Развивающая образовательная среда школы как приоритет образовательной политики (объекты, критерии, механизмы управления)» выступила Пронина Лариса Николаевна, доцент кафедры профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», кандидат педагогических наук.

Доцентом кафедры профессионального образования и менеджмента ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», кандидатом политических наук Королевым Павлом Андреевичем были освещены концептуальные основы проблемы  «Цифровизация образования: понятия, технологии, управление».

На коворкинге была проведена коллективная работа по диагностике организационной культуры педагогического коллектива школы, а также освещен опыт по организации цифрового образовательного пространства школы  (достижения, проблемы, риски).

Опытом управления цифровым образовательным пространством поделились МБОУ «ЦО 32 им. генерала И. В. Болдина"» г. Тулы (Лукиных А.Л., методист); МБОУ «Гимназия №1» г. Новомосковска (Логинова Ю.Ю., заместитель директора по УВР); МКОУ СОШ № 7 им. Н.В. Кордюкова г. Кимовска (Рассолова Л.В., заместитель директора по УВР); МБОУ СШ № 1 г. Щекино им. Героя Советского союза Б.Н. Емельянова (Щербакова Т.Н., заместитель директора по УВР).
В коворкинге приняли участие руководители и заместители руководителей общеобразовательных организаций, руководители методических объединений г. Тулы, г. Новомосковска,  Алексинского, Богородицкого, Куркинского, Плавского, Узловского, Кимовского, Заокского, Суворовского, Щекинского районов, а также руководители образовательных организаций – участниц проекта 500+ (в соответствии с приказом министерства образования Тульской области от 01.02.2021 № 1634 «Об утверждении перечня школ – участниц проекта Адресной методической помощи 500+, расположенных на территории Тульской области, на 2022 год) – 40 человек.

12 апреля 2022 года в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» совместно с издательством «Русское слово» в дистанционной форме состоялся региональный учебно-методический семинар «Переход на обновленные стандарты начального образования: вариативность, преемственность, качество обучения».

В мероприятии приняли участие 186 педагогов из образовательных организаций г. Тулы и Тульской области, в том числе руководители, учителя начальных классов, а также педагоги, участвующие в проекте «500+».

В рамках мероприятия обсуждались основные цели и задачи начального общего образования в контексте обновлённого ФГОС, вариативность и преемственность образовательных программ обновлённого ФГОС в начальной школе. Представленные пути повышения качества образования и формирования функциональной грамотности младших школьников вызвали особый интерес участников семинара.

С материалами регионального учебно-методический семинара можно ознакомиться на кафедре дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского языка как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

В основе «Фишбоуна» - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема «Фишбоун» представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

Схемы «Фишбоун» дают возможность:

– организовать работу участников в парах или группах;

– развивать критическое мышление;

– визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;

– ранжировать факторы по степени их значимости.

Составление схемы «Фишбоун»

Схема «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологии и сервисы позволяют быстро сделать цветной шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.

Существуют два типа расположения:

– горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;

– вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).

«Рыбий скелет» состоит из четырех блоков информации:

– голова, где обозначаются проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу;

– верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или сверху при горизонтальной) – на них фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;

– нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин или суть понятий, указанных на схеме;

– хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут четко отражать суть явления.

Способ составления «рыбьего скелета» может быть:

– индивидуальным (ученикам дается вопрос и 10–15 минут на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);

– групповым (всем участникам группы раздается текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).

Применение метода «Фишбоун» на уроке

«Фишбоун» – универсальный прием, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Схема «Фишбоун» может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего применять ее во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.

Пример использования технологии «Фишбоун» в обучении

«Фишбоун» на уроке истории по теме «Причины феодальной раздробленности Руси»:

–    голова – причины феодальной раздробленности;

– верхние косточки – стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка;

– нижние косточки – перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы;

– хвост – феодальная раздробленность была неизбежной.

Овладев технологией «Фишбоун», учитель может с успехом применять ее на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов и историков. Этап урока с применением метода «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.

Статья написана на основе материалов сайтов:

https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714

https://multiurok.ru/files/priem-fishboun-na-urokakh-v-shkole.html

8 апреля 2022 года Григорьева А.И., заведующий кафедрой психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», к.п.н, доцент, приняла участие в семинаре Общественной палаты Тульской области с участием ветеранских сообществ, учащихся – членов волонтерских объединений в рамках реализации акции «Слово правды на марше победы» в контексте Всероссийского проекта «Эстафета поколений». Семинар проводился на базе «Музея оружия». Итоги акции будут подведены ко Дню Победы 9 мая.

В своем выступлении А.И. Григорьева уделила особое внимание современным технология реализации патриотического воспитания в совместной работе ветеранских организаций с молодежью.

Тульская область по итогам 2020 г. стала региональным лидером по развитию наставничества и патриотического воспитания юного поколения.
08 апреля 2022 ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» провел обучающий семинар по теме: «Педагогический квест, или геймификация в действии».

В рамках обучающего семинара было разобрано понятие геймификации, были развенчаны популярные мифы о геймификации в образовательном процессе, были определены границы ее применимости. Участники обучающего семинара познакомились с сервисом Learnis и прошли квест для закрепления изученного материала.

В обучающем семинаре приняло участие около 150 педагогов Тульской области.
08 апреля 2022 года, в рамках проведения мероприятий, направленных на внедрение ФГОС, ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» была дистанционно (онлайн) проведена региональная педагогическая мастерская «Новые педагогические и художественные технологии на уроках изобразительного искусства».
В работе педагогической мастерской приняли участие учителя изобразительного искусства, МХК и руководители изостудий г. Тулы и Тульской области.
В ходе педагогической мастерской были рассмотрены следующие вопросы:

• Интеграция искусств в реализации предметной области «Искусство» с учётом обновлений ФГОС (из опыта работы);

• Освоение педагогических и художественных технологий на уроках изобразительного искусства (из опыта работы);

• Инновационные технологии на занятиях изобразительного творчества детей и подростков (практическая работа);

По результатам региональной педагогической мастерской были даны рекомендации.
7 апреля 2022 года в ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» состоялось областное родительское собрание, посвященное информационной безопасности обучающихся.

Открыла собрание министр образования Тульской области Алевтина Александровна Шевелева. Выступая перед участниками мероприятия, Алевтина Александровна подчеркнула особую важность создания условий для безопасного пребывания детей в сети Интернет.

Важностью проблемы поделились не только представители государственных учреждений, но и студенты, и родители учащихся.

Собрание транслировалось в прямом эфире, запись будет доступна по ссылке: https://rutube.ru/channel/24128618/

Материалы собрания доступны для скачивания: https://disk.yandex.ru/d/L8BJ5VOyveKV6Q

ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» организовал 6 апреля 2022 года   для учителей немецкого языка региональный научно-методический семинар по  теме «Роль интеграции знаний различных образовательных областей и иностранного языка при формировании личности одаренного ребенка» в формате вебинара.  В работе семинара приняли участие 32   человека. В ходе  работы семинара  доцентом кафедры основного и среднего общего образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» Савоничевой Г.А. были раскрыты возможности интеграции иностранного языка и различных образовательных областей при  формирование личности одаренного ребенка. Практическая реализация проблемы была продемонстрирована  в выступлениях учителей немецкого языка  базовой площадки МБОУ «ЦО №11» и МБОУ «ЦО-гимназия №1» по темам «Влияние предметов естественно-научного цикла при изучении немецкого языка на личность одаренного ребенка» (Лазаренко С.М.), «Пути становления гармонично развитой личности одаренного ребенка средствами предмета «Иностранный язык» и предметов эстетического цикла» (Тюрина И.П.),  «Формирование ценностных отношений обучающихся  на основе интеграции немецкого языка с  общественными науками» (Конорозова А.А.), «Роль литературоведческих знаний в развитии  интеллектуальной одаренности обучающихся немецкому языку» (Дивавина Е.С.).

Слушатели получили методические рекомендации по формированию личности одаренного ребенка на основе интеграции немецкого языка с другими образовательными областями. Все участники отметили актуальность проведения  данного мероприятия, его высокий учебно-методический и эмоциональный потенциал, ценность полученных рекомендаций.

6 апреля 2022 года ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» совместно с МБОУ «Центр образования № 34» г. Тулы была организована работа стажировочной площадки по теме «Использование современных технологий, образовательных методик, учитывающих возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольного возраста».
В мероприятии приняли участие 25 человек, руководящих работников дошкольных образовательных организаций. Цель работы: расширение представлений старших воспитателей, методистов, заместителей директора по дошкольному образованию по использованию образовательных технологий, способствующих индивидуализации образования детей дошкольного возраста. Формирование умений анализа образовательных технологий с целью определения возможностей индивидуализации образовательного процесса с использованием инструментария МКДО.
В ходе работы стажировочной площадки Ивлева Вера Ивановна, методист МБОУ «Центр образования № 34», представила различные формы совершенствования профессиональной деятельности педагогов центра с использованием современных технологий повышения творческой активности, развития рефлексивных умений.
Результатом работы стажировочной площадки стала разработка слушателями плана-конспекта мероприятия с педагогами с применением современных образовательных технологий, реализующих возможность персонификации процесса повышения квалификации. (Фрагмент видеозаписи работы стажировочной площадки вы можете посмотреть по ссылке https://disk.yandex.ru/i/qKZshlic0ZlCsQ).


06 апреля 2022 года сотрудники отдела пресс-службы ГОУ ДПО ТО "ИПК и ППРО ТО" приняли участие в семинаре «Как строить работу в социальных сетях», который проходил на базе Центра опережающей профессиональной подготовки Тульской области.
В ходе семинара были рассмотрены следующие вопросы:
  • как правильно оформить группу в социальных сетях;
  • какой формат контента выбрать;
  • какие тематики публикаций будут интересны пользователям;
  • как часто нужно публиковать посты;
  • как правильно оформить текст для публикаций.
Благодарим Центр управления регионом Тульской области за полезную информацию



Лицензия № 0133/03051 от 17 марта 2016 года

SSL