Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского языка как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления обучающихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема – установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе «Фишбоуна» - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема «Фишбоун» представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы «Фишбоун» дают возможность:
– организовать работу участников в парах или группах;
– развивать критическое мышление;
– визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
– ранжировать факторы по степени их значимости.
Составление схемы «Фишбоун»
Схема «Фишбоун» составляется заранее или заполняется вместе с учениками. Современные технологии и сервисы позволяют быстро сделать цветной шаблон «рыбьего скелета» в графическом редакторе, но и на обычном листе бумаги формата А3 или доске схема получается ничуть не хуже.
Существуют два типа расположения:
– горизонтальное (наиболее точно повторяет скелет рыбы), его предпочтительнее использовать на уроках в младших классах;
– вертикальное, позволяющее разместить на «косточках» больший объем информации (подходит для старшеклассников).
«Рыбий скелет» состоит из четырех блоков информации:
– голова, где обозначаются проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу;
– верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или сверху при горизонтальной) – на них фиксируются причины и основные понятия того или иного явления, проблемы;
– нижние косточки (изображаются напротив) – факты, подтверждающие наличие сформулированных причин или суть понятий, указанных на схеме;
– хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Составление записей на «теле» рыбы проводится по правилу «КТЛ» (кратко, точно, лаконично): лучше использовать всего 1–2 существительных для обозначения того или иного пункта, которые будут четко отражать суть явления.
Способ составления «рыбьего скелета» может быть:
– индивидуальным (ученикам дается вопрос и 10–15 минут на обдумывание и составление «рыбьего скелета», затем обсуждаются результаты работы каждого);
– групповым (всем участникам группы раздается текст, после его прочтения и по ходу обсуждения заполняется схема).
Применение метода «Фишбоун» на уроке
«Фишбоун» – универсальный прием, которым можно пользоваться на уроках любого типа. Схема «Фишбоун» может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего применять ее во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Пример использования технологии «Фишбоун» в обучении
«Фишбоун» на уроке истории по теме «Причины феодальной раздробленности Руси»:
– голова – причины феодальной раздробленности;
– верхние косточки – стремление феодалов к независимости; усложнение социальной структуры; благоприятное внешнеполитическая обстановка;
– нижние косточки – перестали делиться с Киевом; появилось дворянское сословие; отсутствие внешней угрозы;
– хвост – феодальная раздробленность была неизбежной.
Овладев технологией «Фишбоун», учитель может с успехом применять ее на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов и историков. Этап урока с применением метода «Фишбоун» приобретает исследовательский характер.
Статья написана на основе материалов сайтов:
https://pedsovet.su/metodika/priemy/5714
https://multiurok.ru/files/priem-fishboun-na-urokakh-v-shkole.html
12.04.2022