Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Мероприятия

28.03.2013 г. IX областные Толстовские педагогические чтения «Л.Н. Толстой и проблемы современного образования»

 Тема чтений была скорректирована научным консультантом института профессором Заславской О.В., это позволило придать традиционному мероприятию иной масштаб, обеспечило большой состав участников, разнообразило проблематику выступлений.

 Чтения вступительным словом открыла Брызжева Н.В., проректор по научной работе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», к.пед.н., доцент. Модератор чтений методист научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н. Толстого» Шадская А.В. обеспечивала ведение чтений в соответствии с утвержденной программой.

 Выступающими и участниками были представлены Алексинский, Веневский, Воловский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Новомосковский, Плавский, Тепло-Огаревский, Щекинский районы и г.Тула.

 Оргкомитет отмечает широкое представительство разных категорий работников образования: заведующие и методисты районных и городских информационно-методических центров; директора и заместители директоров школ и гимназий, Яснополянского детского дома; учителя русского языка и литературы, истории, биологии, начальных классов; библиотекари; преподаватели ТГПУ им. Л.Н. Толстого; методисты ИПК и ППРО ТО; учащиеся школ.

 Это свидетельствует о живом интересе к духовному, педагогическому и художественному наследию Л.Н. Толстого, используя которое, можно успешно решать серьезные проблемы современного образования.

 Именно эту главную мысль определили в своих выступлениях все докладчики, особо отмечая многогранность духовно-нравственных проблем, поднятых Л.Н. Толстым, и широту образовательных задач, решаемых им в своей педагогической практике.

 

ПРОГРАММА РАБОТЫ ЧТЕНИЙ DS95

 Время проведения: 10.00 – 13.30

 Перерыв: 11.30 – 11.45

 Место проведения: конференц-зал ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

 10.0 – 13.00 Выступления участников чтений:

 1. Наследие Л.Н. Толстого и проблемы современного образования.

Шадская Анна Викторовна, методист научно-исследовательской лаборатории «Школа Л.Н. Толстого».

 2. Использование художественного, педагогического и духовного наследия Л.Н. Толстого в урочной и внеурочной деятельности.

Микова Тамара Леонидовна, директор МКОУ «Правдинская СОШ», г. Новомосковск.

 3. Система внеклассных мероприятий по произведениям Л.Н. Толстого в урочной и внеурочной деятельности. 

Черпакова Анна Сергеевна., заведующая школьной библиотекой МБОУ «СОШ № 1», г. Новомосковск.

 4. Нравственные идеи Л.Н. Толстого в развитии и воспитании младших школьников.

Шатырева Лидия Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 15», г. Новомосковск.

 5. «Яснополянская школа» в годы Великой Отечественной войны. 

Гайдамак Сергей Викторович, учитель истории и обществоведения МБОУ «Яснополянская гимназия № 2 им. Л.Н. Толстого», Щекинский район.

 6. Воспитание исторической памяти средствами школьного музея образования и поисковой работы.

Мухина Тамара Васильевна, учитель истории и обществоведения; Гущин Илья, Селезнев Илья, учащиеся 9 класса МБОУ «Гимназия № 3», г. Тула.

 7. Спорт в жизни Л.Н. Толстого. 

Афанасьева Валентина, учащаяся 9 класса МБОУ «СОШ № 17», г. Тула.

 8. Кодекс здоровья Л.Н. Толстого. 

Стойкин Владимир Михайлович, директор МБОУ «Поповская СОШ № 19», Алексинский район.

 9. Создание условий для формирования критического мышления у учащихся на уроках русского языка и литературы. 

Куранова Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4», г. Тула.

 10. Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы. 

Гришина Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 4», г. Тула.

 11. Исследовательская работа учащихся старших классов при изучении жизни и творчества Л.Н. Толстого как способ активизации познавательной деятельности и социализации личности ребенка. 

Зубарева Татьяна Алексеевна, учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР МБОУ «Киреевская СОШ № 6».

 12. Духовно-нравственное воспитание личности через наследие Л.Н. Толстого. 

Горбунова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Липковская СОШ № 1», Киреевский район.

 13. Экологическое образование как компонент духовно-нравственного развития человека в «Школе Л.Н. Толстого». 

Клейменова Елена Евгеньевна, учитель биологии МБОУ «Гимназия № 4», г. Тула.

 14. Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся в «Школе Л.Н. Толстого». 

Клешнина Надежда Константиновна, учитель биологии МБОУ «Иншинская СОШ им. Л.Н. Толстого», Ленинский район.

 15. «Библейское путешествие»: Система работы по духовно-нравственному развитию воспитанников детского дома. 

Кунин Игорь Николаевич, воспитатель ГОУ ТО «Яснополянский детский дом», Щекинский район.

 DS02  DS08  DS97

РЕЗОЛЮЦИЯ
IX областных Толстовских педагогических чтений

 Идеи Л.Н. Толстого, всю свою жизнь посвятившего духовно-нравственным исканиям, а 30 последних лет  –  исканиям религиозно-философским, созвучны реалиям современности и духовно-нравственным поискам нового поколения граждан России. Обращение к ним вполне уместно на уроках и во внеклассной работе в школах любого типа, любой профессиональной ориентации.

 Путь Л.Н. Толстого в обретении духовно-нравственных ценностей вполне сопоставим с этапами и сложностями присвоения этих ценностей современным человеком. Даже при несогласии с Толстым в каких-то вопросах, оценках, интерпретациях современный человек может извлечь пользу из опыта его исканий, так же, как из опыта исканий других великих россиян.

 В воспитательном и когнитивном аспектах важны художественные произведения писателя. Важен его непростой, насыщенный событиями жизненный путь и опыт формирования себя как личности. Особое значение для современного педагога в духовном наследии Л.Н. Толстого может иметь его публицистика. Условно в художественном, педагогическом, духовном наследии Л.Н. Толстого можно выделить несколько проблемно-тематических блоков:

 – История и человек.

 – Этика ненасилия.

 – Религиозное сознание и межконфессиональные отношения.

 – Война и мир.

 – Патриотизм и мир (патриотизм или мир).

 – Почему люди одурманиваются.

 – Духовно-нравственные ценности.

 – Семья и проблемы семейного воспитания.

 – Человек и природа.

 – Государство и человек.

 – Наука и искусство.

 – Пути совершенствования и самосовершенствования человека.

 – Физическая культура и здоровый образ жизни

 – Национальный язык и национальная культура.

 – Национальная самоидентификация и толерантность.

 Общеизвестно, что Толстой с глубоким уважением и неподдельным интересом относился к религиозным воззрениям, культуре, национальным традициям народов России и мира. Не теряя своей русской, славянской идентификации, он знал 15 языков, в том числе языки Востока, народов Кавказа; изучал их с одной целью: понять и принять как данность своеобразия чужого, но не чуждого ему мира других людей, с их историей и обычаями. Даже простой перечень статей Л.Н. Толстого, написанных им в разные годы, дает представление о широте его конфессиональных и межнациональных интересов: «Религия и нравственность», «Сущность христианского учения», «Китайскому народу от христианина», «К итальянцам», «Письмо к индусу», «Два письма к М. Ганди», «Письмо в иностранные газеты по поводу гонений на кавказских духоборов», «Славянскому съезду в Софии», «Доклад, приготовленный для конгресса мира в Стокгольме», «Мысли мудрых людей», «О важности знания народом основ великих религий мира», «О веротерпимости».

 Прямо и исподволь Л.Н. Толстой проводил мысль о терпимости, и не только межличностной или культурной, но и религиозной, так как культура народа и поведение отдельных личностей во многом определяются религиозной традицией. Сегодня школы Российской Федерации решают непростые задачи духовно-нравственного образования. Но эти задачи в значительной степени затрагивают мировоззренческие, философские, культурологические вопросы, которые когда-то задавал себе и Л.Н.Толстой. Вызовы времени требуют сегодня определенной позиции в оценке социальных, этических, этнических, культурных, политических проблем, которые когда-то стояли и перед Толстым. И педагоги, и школьники наблюдают многочисленные ток-шоу, дискуссии по актуальным вопросам, иногда не учитывая, что диалог можно вести с такой масштабной личностью, как наш великий земляк, делая его своим единомышленником или оппонентом. Сам факт, что Л.Н. Толстой, успешный, обеспеченный, вполне благополучный человек, занимал активную жизненную позицию, обращался к острым проблемам современности, эмоционально на них реагировал, искренне искал адекватные и ненасильственные пути их решения, должен побудить современное поколение к социальной активности, неравнодушному отношению к жизни. Во многом духовное наследие Л.Н. Толстого предупреждает развитие в человеке социальной апатии, скепсиса, экстремистских проявлений, национальной и религиозной нетерпимости, пессимизма, эгоистичности.

 DS03  DS10  DS13

РЕШЕНИЕ:

– Признать актуальным обращение современного образования к наследию Л.Н. Толстого в условиях перехода к ФГОС и реализации программы духовно-нравственного развития общества.

– Признать продуктивной работу участников чтений.

– Рекомендовать к изданию сборник материалов IX областных Толстовских педагогических чтений.

– Рекомендовать продолжение работы по изучению и апробации художественного, педагогического, духовного наследия Л.Н. Толстого в урочной и внеурочной деятельности педагогов.

– Рекомендовать публикацию отчета о чтениях на сайте ИПК и ППРО ТО.

– Ходатайствовать перед органами управления образованием о поощрении участников чтений.

– Определить сроки проведения очередных X областных Толстовских педагогических чтений в период 25 – 28 марта 2014 года.

Опубликовать
facebook vk twitter