Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

28 мая 2024 года на базе ГОУ ТО «Новомосковский центр» (региональная стажировочная площадка) прошел заключительный научно-методический семинар в режиме организации проектной деятельности (научный куратор Центра – Григорьева А.И. к.п.н., доцент, профессор кафедры психологии воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»).

На семинаре были представлены мини-проекты по проблемам:

1. Профессиональная и личностная культура педагога-воспитателя как индикатор успешности его деятельности в работе с детьми с ОВЗ.

2. Конструирование инновационной структуры игровой деятельности с умственно-отсталыми детьми.

3. Поиск и внедрение нетрадиционных подходов в работе с семьей, воспитывающих детей с ОВЗ.

4. Особенности социальных практик Детства как условие и ключевой фактор успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ.

5. Управление процессом мотивации ребенка как его социальной успешности в рамках современной жизни.

Проектная деятельность педагогических команд будет представлена на региональном уровне по проблеме «Особый ребенок – обычное детство».

24 мая 2024 года на базе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» в формате онлайн состоялась межрегиональная педагогическая мастерская «Эффективные практики формирования функциональной грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС».

В работе межрегиональной педагогической мастерской приняли участие 950 человек из 215 образовательных организаций, осуществляющих работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Это руководители и педагоги образовательных учреждений, специалисты ПМПК: Республики Беларусь, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, г. Белгорода, г. Воронежа, г. Иркутска, г. Краснодара, г. Костромы, г. Нижнего Новгорода, г. Тольятти, г. Тамбова, г. Оренбурга, г. Севастополя, а также Московской, Белгородской, Костромской, Оренбургской, Самарской, Тамбовской областей.

Модераторы межрегиональной педагогической мастерской: Баранова Галина Анатольевна, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», кандидат педагогических наук, доцент; Ермакова Вера Владимировна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования.

В ходе работы межрегиональной педагогической мастерской были рассмотрены следующие вопросы:

- Особенности формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в процессе реализации проектной деятельности.

- Развитие предпосылок читательской грамотности и речевой активности у старших дошкольников с ТНР посредством создания единого образовательного пространства в дошкольной образовательной организации.

- Формирование основ финансовой грамотности у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

По итогам работы межрегиональной педагогической мастерской участникам были выданы электронные сертификаты.

С материалами межрегиональной педагогической мастерской можно ознакомиться по ссылке: https://vk.com/video-108164013_456240624

29 мая 2024 года в рамках мероприятий, посвященных Дню защиты детей, в Яснополянском образовательном комплексе им. Л. Н. Толстого состоялась I региональная интеллектуально-познавательная игра школьных команд «Брейн-ринг», в которой приняли участие шесть команд, в том числе сборная участников проекта "PROСтажер".

Ребята смогли проверить свои знания и эрудицию, отвечая на непростые, но интересные вопросы от организаторов.

Все участники мероприятия получили подарки от спонсоров игры, а после мероприятия приняли участие в экскурсии по музею-усадьбе Ясная поляна.
21 мая 2024 года в рамках регионального проекта «PROстажер» состоялось заключительное в этом учебном году мероприятие для студентов ТГПУ им. Л. Н. Толстого, которые с 1 сентября 2024 года начнут свою педагогическую карьеру.

На конференции обсуждались темы, вызывающие затруднения у начинающих педагогов: работа с обучающимися с особыми образовательными потребностями, возможности использования библиотеки ЦОК, особенности реализации рабочих программ отдельных учебных предметов, планирование уроков и составление технологических карт.   

С докладами выступили ведущие преподаватели кафедр основного и среднего общего образования и дошкольного и начального общего образования Института повышения квалификации.

Фотографии мероприятия доступны в альбоме: https://vk.com/ipk_tula?z=album-108164013_305323594

22 мая 2024 года для дошкольных работников был проведен региональный научно-методический семинар «Оценка качества образования дошкольной образовательной организации с опорой на шкалы МКДО как основа программы развития».

В ходе семинара были обсуждены вопросы использования опыта образовательных организаций по работе с инструментарием мониторинга качества дошкольного образования (шкалы МКДО) при разработке и корректировке Программы развития образовательной организации, организации внутренней системы оценки качества (ВСОКО), приведения образовательной программы дошкольного образования детского сада в соответствие с федеральной программой (ФОП ДО); использования критериев оценки профессиональной компетентности педагога с использованием шкал МКДО для подготовки педагогов к успешному прохождению аттестации педагогических кадров и активному включению родительской общественности в образовательный процесс.

При подведении итогов участники мероприятия дали высокую оценку уровню проведения научно-методического семинара, обратили внимание на активное развитие инновационных процессов в дошкольном образовании. В работе регионального научно-методического семинара приняли участие педагоги и руководители образовательных организаций Тульской области (370 человек).

Практические материалы семинара можно скачать по ссылке https://disk.yandex.ru/d/lv3Zzswl-kBMRw

17 мая 2024 г. на базе ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» прошла фасилитационная сессия «Проект «От любви к малой родине - к воспитанию патриота»: опыт реализации курсов по истории Тульского края во внеурочной деятельности». Работой сессии руководили доктор исторических наук, профессор кафедры основного и среднего общего образования А.А. Клейменов и доктор исторических наук, профессор кафедры истории и археологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого Е.В. Симонова. В мероприятии приняли участие 45 специалистов, реализующих курсы внеурочной деятельности по истории, представители музейных организаций и ведущих вузов региона. Были выслушаны и обсуждены шесть тематических докладов, раскрывающих особенности содержания курсов по истории родного края, возможности взаимодействия музеев и общеобразовательных учреждений, конкретные практические наработки по реализации курсов в разных классах и школах области. Участниками фасилитационной сессии было определено, что для оптимизации процесса изучения региональной истории в рамках внеурочной и урочной учебной деятельности желательно увеличить количество часов, выделяемых на историю родного края, синхронизировать изучение региональной и отечественной истории, разработать и внедрить в практику комплекс специальных учебных пособий, а также интенсифицировать взаимодействие школ с музейными учреждениями.

 

20 мая 2024 года кафедра психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» приняла участие во Всероссийской научно-практической конференции «Сохранение и укрепление духовно-нравственных ценностей в современной российской школе» (далее – конференция), которая проходила в Общественной палате Российской Федерации, г. Москва, организатором которой выступил ФГБНУ «Институт стратегии развития образования» совместно с Комиссией по просвещению и воспитанию Общественной палаты Российской Федерации.

Актуальность проведения конференции обусловлена выполнением указов Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

Особое внимание участники конференции уделили вопросам защиты суверенной системы школьного образования:

·        теория и практика формирования традиционных российских ценностей на уроке и во внеурочной деятельности;

·        формирование традиционных духовно-нравственных ценностей в процессе изучения учебных предметов на уровне начального и основного общего образования;

·        взаимодействие семьи и школы: новые решения и практики работы.

Участниками конференции стали представители территориальных органов управления образованием субъектов РФ, представители администрации общеобразовательных организаций, учителя, преподаватели педагогических университетов и колледжей, методисты.

В рамках работы секции «Галерея идей и практик по взаимодействию семьи и школы “Крепкая семья – сильная Россия”» в формате онлайн выступили:

– Григорьева А.И., профессор кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», к.п.н., доцент, по теме «Семья и школа: педагогическое сопровождение семьи на основе социального партнерства»;

– Заика Л.В., доцент кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», по теме «Реализация регионального курса «Основы семейной жизни»: опыт, проблемы, перспективы».

         Участниками конференции в формате онлайн стали представители образовательных организаций Тульской области – базовых и стажировочных площадок ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО».

С материалами конференции можно ознакомиться на сайте Общественной палаты Российской Федерации https://www.oprf.ru/, раздел «Трансляции» https://www.oprf.ru/news?tab=LiveStream

 

 

16 мая 2024 года состоялся тренинг "Проектирование программ наставничества в образовательных учреждениях, реализующих проект “Школа Минпросвещения России”", который провела кафедра профессионального образования в лице заведующей кафедрой Патриковой Татьяны Сергеевны совместно с коллективом базовой площадки кафедры МКОУ "Бородинская СОШ".

В ходе тренинга участникам было предложено посетить три тренинговых пространства, в каждом из которых осуществлялось проектирование программ наставничества различных видов: наставничество один на один, наставничество равный равному и командное наставничество.

В финале тренинга все участники собрались в общем пространстве и для них провела тренинг Патрикова Татьяна Сергеевна, в ходе которого были рассмотрены еще три вида наставничества: реверсивное, скоростное и ситуационное.

Всего в тренинге приняли участие 22 педагогических и руководящих работника из общеобразовательных организаций трех муниципальных образований Тульской области.

Продолжается прием материалов на региональный конкурс на лучшие практики по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями «Советник по воспитанию» для советников по воспитанию общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных учреждений, расположенных на территории Тульской области.

Прием материалов продлен до 3 июня 2024 года.

С порядком проведения Конкурса можно ознакомиться на сайте: https://ipk-tula.ru/konkursy/spv/

16-18 мая 2024 года кафедра психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» приняла участие в работе II Международного форума «Актуальные проблемы личностно-профессионального становления педагога: вызовы, тенденции и перспективы», посвящённого Году семьи, г. Воронеж.

Партнёрами форума выступили: Хэбейский профессиональный внешнеторговый экономический институт (Китайская Народная Республика, г. Циньхуандао), Высшая Нормальная школа (Мали, г. Бамако), Международный казахско-турецкий университет имени Ходжа Ахмета Ясави (Республика Казахстан, г. Туркестан), Университет «Туран» (Республика Казахстан, г. Алматы), Брестский государственный университет им. А. С. Пушкина (Республика Беларусь, г. Брест), УО «Республиканский институт профессионального образования» (Республика Беларусь, г. Минск), ФГАОУВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева».

Целью форума стал анализ проблем личностно-профессиональной готовности педагогов к работе в современной системе образования; создание пространства для профессионального диалога и консолидации ученых, практиков и представителей родительского сообщества по вопросам развития, воспитания, профессиональной ориентации, личностно-профессионального наставничества.

В форуме приняли участие исследователи в области профессионально-педагогического образования (философы, социологи, культурологи, историки), концепций и практик воспитания, а также организаторы системы образования, педагоги-практики, обучающиеся всех уровней высшего образования.

16 мая 2024 года Григорьева А.И., к.п.н, доцент, профессор кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО, выступила на пленарном заседании по проблеме «Преобразование личностно-профессиональной позиции педагога по пути реализации ценностно-деятельностной практики воспитания».

В ходе работы секции «Тенденции и приоритеты в системе воспитания образовательных организаций» были представлены доклады:

– Дьячковой Т.В., к.п.н, зав. кафедрой психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, «Педагог дополнительного образования как воспитатель в условиях интеграции общего и дополнительного образования»;

– Заики Л.В., доцента кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи, «От патриотов школы к патриотам России: из опыта функционирования гуманистической воспитательной системы образовательной организации» (выступление онлайн).

В рамках работы секций форума был представлен опыт работы образовательных организаций Тульской области – базовых площадок ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО»:

– МБОУ «Лицей», г. Новомосковск, Николаева С.В., директор, по теме «Воспитательный потенциал детско-взрослой общности: деятельностная включенность подростков в ученическое самоуправление» (научный руководитель Дьячкова Т.В.);

– МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Новомосковск, Королькова Ю.М., директор, к.полит.н., по теме «Формирование и развитие субъектности педагога. От проблемы управления мотивацией персонала к проблеме культуры педагогического сообщества» (научный руководитель Григорьева А.И.).

17 мая 2024 года прошла открытая лекция Григорьевой А.И., к.п.н, доцента, профессора кафедры психологии, воспитания и дополнительного образования детей и молодежи ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО», члена Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения РАО, для преподавателей и студентов ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический университет» и педагогического коллектива МБОУ образовательный центр «Содружество», г. Воронеж по теме «Ценностно-смысловое поле самоопределения будущего педагога как воспитателя в пространстве современного воспитания».

В работе дискуссионной площадки в ходе круглого стола форума по теме «Семья как субъект образовательных отношений: проблемы, поиски решения» приняли участие Соколова И.А., директор МБОУ «СОШ № 4 г. Белёва Тульской области» и Стамберская Л.В., зам. директора МБОУ «СОШ № 4 г. Белёва Тульской области» – представители базовой площадки ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО» (научный руководитель Григорьева А.И.).

По итогам работы форума будет издан сборник материалов.