Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Актуальные вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы православной культуры»)

Аннотация

Рабочая программа

Цель реализации программы – повышение уровня профессионального мастерства слушателей, научно-теоретическая и практическая подготовка педагогов по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы православной культуры»), в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

Задачи реализации программы:

  • повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в области разделов курса «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы православной культуры»);

  • сформировать умение критически оценивать современные научные и философские представления о религии и этической детерминации, представление об основных направлениях религиозной философии, этики и религиозно-философской антропологии;

  • выработать целостное представление о содержании и формах религиозных, культов, институтов, мировых и национальных религий, тенденций изменения в современном религиозном мировоззрении и современной религиозной культуре.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания курса “Основы религиозных культур и светской этики” («Основы православной культуры»)» предназначена для повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации начального общего образования в том числе инклюзивного (лиц с ОВЗ) и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

Повышение квалификации осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ВО по направлению подготовки 38.04.02 Менеджмент (приказ Минобрнауки России № 952 от 12.08.2020 г.), ФГОС ВО 44.03.01 Педагогическое образование (утв. 22.02.2018 г.), профессиональным стандартом «Педагог», квалификационными требованиями к педагогическим работникам (директорам, заместителям директора), приказом МО ТО № 1419 «Об утверждении концепции непрерывного профессионального развития педагогических работников Тульской области» от 10.10.2019 г.

Программа рассчитана на 144 часа и состоит из 2 модулей, направленных на изучение учебно-методических и научно-мировоззренческих основ реализации предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с ФГОС НОО и психолого-педагогических условий обеспечения доступности начального общего образования. Программа рассчитана на то, что первый модуль (72 часа) инвариантный, касающийся концептуальных и методических основ преподавания курса, второй же модуль (72 часа) является вариативным – педагог выбирает его сам в соответствии с собственными предпочтениями: либо в зависимости от желания преподавать тот или иной модуль, либо – от потребности углубить знания в определенном направлении.

Реализация содержания программы включает аудиторные занятия и вне аудиторного занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

Критериями освоения содержания программы являются результаты итогового тестирования в Moodle, обобщающие результаты самостоятельной работы.     

Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие высшее профессиональное образование и опыт руководящей и педагогической деятельности в ОЦ.

Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Сроки освоения программы: всего часов – 144, из них – лекционных – 36 часов, практических занятий (семинаров) – 72 часов, контрольно-самостоятельная работа слушателя – 36 часов. 

Форма итоговой аттестации: зачет.

Учебный план 

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц/часов

Виды учебных занятий, учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1.

Модуль 1

Базовый курс

«Нормативно-правовые и методологические основы преподавания ОРКСЭ»

2/72

18

36

 

18

О

1.1.

Основы государственной политики, нормативно-правовая база реализации ОРКСЭ

0,22/8

2

4

 

2

КСР

1.2.

Концептуальные основы реализации ОРКСЭ

0,22/8

2

4

 

2

КСР

1.3.

Методические основы реализации ОРКСЭ

0,22/8

2

4

 

2

КСР

1.4.

Общая характеристика преподавания основ светской этики

0,22/8

2

4

 

2

КСР

1.5.

Общая характеристика преподавания основ мировых религиозных культур

0,68/24

6

12

 

6

КСР

1.6.

Мониторинг достижений обучающихся

0,22/8

2

4

 

2

КСР

1.7.

Компетентностные основы готовности учителя к преподаванию ОРКСЭ

0,22/8

2

4

 

2

КСР

2.

Профильно-модульный курс «Предметно-методические характеристики преподавания ОРКСЭ»

2/72

18

36

 

18

О

Д

2.1.

Модуль 2.1 «Предметное содержание и методика преподавания модуля “Основы светской этики”»

2/72

18

36

 

12

2.1.1

Цели изучения предметного содержания курса «Основы светской этики». Педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.1.2

Предметное содержание школьного учебного курса ОСЭ

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.1.3

Конституционные основы ценностного содержания школьного учебного предмета по основам российской светской этики (права, свободы, обязанности человека и гражданина в Российской Федерации).

0,17/6

2

4

 

 

2.1.4

Предмет и задачи этики. Мораль как особая ценностно-нормативная сфера и основной предмет этики

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.1.5

История этических учений

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.1.6

Динамика морали. Основные категории этики. Моральные дилеммы.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.1.7

Особенности организации процесса обучения  по ОСЭ. Планируемые результаты освоения учебного предмета.

0,22/8

2

4

 

2

КСР

2.1.8

Комплекс образовательных технологий, используемых в процессе преподавания светской этики. Работа с учебником. Содержание и организация внеурочной деятельности по ОСЭ.

0,17/6

2

4

 

2.1.9

Учебно-методическое обеспечение преподавания ОСЭ

0,17/6

2

4

 

2.2

Модуль 2.2 «Предметное содержание и методика преподавания Основ мировых религиозных культур»

2/72

18

36

 

12

2.2.1

Предметное содержание школьного учебного модуля ОМРК.

0,17/6

2

4

 

 

2.2.2

Культура и религия. Возникновение религий. Представление о сущности религий. Религия и развитие общества. Нравственные заповеди в религиях мира. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

0,22/8

2

4

2

Т

2.2.3

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.

0,22/8

2

4

 

2

КСР

2.2.4

История русского православия.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.2.5

Роль Русской Православной Церкви в становлении российского государства.

0,17/6

2

4

 

 

2.2.6

История возникновения ислама. Основы вероучения ислама. Основные принципы и педагогические условия преподавания модуля «Основы исламской культуры»

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.2.7

Введение в иудейскую духовную традицию.

Основные принципы иудаизма. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.2.8

Возникновение буддизма. Классическая буддийская философия. Буддийский культ. Направления буддизма. Буддизм в России. Проблемы преподавания модуля «Основы буддийской культуры»

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.2.9

Методика преподавания ОМРК. Учебно-методическое обеспечение преподавания ОМРК.

0,17/6

2

4

 

 

2.3

Модуль 2.3 «Предметное содержание и методика преподавания модуля “Основы православной культуры”»

2/72

18

36

 

12

2.3.1

Предметное содержание школьного учебного модуля ОПК

0,22/8

2

4

2

Т

2.3.2

Религия как общественное явление. Основные религиозно-культурологические понятия и представления. Специфика использования религиозно-культурологических понятий на занятиях по «Основам православной культуры»

0,22/8

2

4

2

Т

2.3.3

Основы православного христианского вероучения

0,17/6

2

4

 

2.3.4

Священное Писание, православная словесность

0,17/6

2

4

 

2.3.5

Нравственное учение Церкви. Христианская мораль.

0,22/8

2

4

2

Т

2.3.6

Исторические и культурные традиции православного христианства, Русской Православной Церкви

0,22/8

2

4

2

Т

2.3.7

Сущность и виды православных праздников.

Православные праздники. Средние праздники. Храмовые (престольные) праздники

0,22/8

2

4

2

Т

2.3.8

Роль Русской Православной Церкви в истории становления российского государства. Русская Православная Церковь в современном мире.

0,22/8

2

4

2

КСР

2.3.9

Методика преподавания ОПК.

Учебно-методическое обеспечение преподавания ОПК

0,17/6

2

4

 

2.4

Модуль 2.4 «Предметное содержание и методика преподавания Основ буддийской культуры»

2/72

18

36

 

12

2.4.1

Предметное содержание школьного учебного модуля ОБК

0,17/6

2

4

 

2.4.2

Будда: жизнь и учение. История распространения буддизма

0,22/8

2

4

2

Т

2.4.3

Духовная культура буддизма. Буддийская картина мира в контексте этических и аксиологических проблем.

0,22/8

2

4

2

Т

2.4.4

Материальная культура буддизма

0,22/8

2

4

2

Т

2.4.5

Буддизм в России

0,22/8

2

4

2

Т

2.4.6

Методика преподавания ОБК.

0,22/8

2

4

2

Т

2.4.7

Требования к уроку ОБК в соответствии с особенностями методики преподавания ОРКСЭ и требованиями ФГОС НОО.

0,17/6

2

4

 

2.4.8

Межмодульные связи курса ОБК с другими модулями комплексного учебного курса ОРКСЭ.

0,17/6

2

4

 

2.4.9

Учебно-методическое обеспечение преподавания ОБК

0,22/8

2

4

2

КСР

2.5

Модуль 2.5

«Предметное содержание и методика преподавания предметного модуля “Основы исламской культуры”»

2/72

18

36

 

12

2.5.1

Предметное содержание школьного учебного модуля ОИслК

0,22/8

2

4

2

Т

2.5.2

Ислам как одна из мировых религий

0,22/8

2

4

2

Т

2.5.3

Вклад ислама в мировую цивилизацию

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.5.4

Ислам в России.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.5.5

Методика преподавания ОИслК

0,17/6

2

4

 

 

Т

2.5.6

Методы и приемы развития на уроках ОислК коммуникативных, логических и творческих способностей обучающихся.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.5.7

Требования к уроку ОИслК в соответствии с особенностями методики преподавания ОРКСЭ и требованиями ФГОС НОО.

0,17/6

2

4

 

 

2.5.8

Межмодульные связи курса ОИслК с другими модулями комплексного учебного курса ОРКСЭ.

0,17/6

2

4

 

 

2.5.9

Учебно-методическое обеспечение преподавания ОИслК

0,22/8

2

4

 

2

КСР

2.6

Модуль 2.6

«Предметное содержание и методика преподавания Основ иудейской культуры»

2/72

18

36

 

12

2.6.1

Предметное содержание школьного учебного модуля ОИудК

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.6.2

Иудаизм как национальная религия еврейского народа.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.6.3

История возникновения и становления буддизма

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.6.4

Символы и святыни иудаизма. Обязанности и запреты. Еврейский календарь.

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.6.5

Современное состояние иудаизма в России

0,22/8

2

4

 

2

Т

2.6.6

Методика преподавания ОИудК

0,17/6

2

4

 

 

2.6.7

Требования к уроку ОИудК в соответствии с особенностями методики преподавания ОРКСЭ и требованиями ФГОС НОО.

0,17/6

2

4

 

 

2.6.8

Межмодульные связи курса ОИудК с другими модулями комплексного учебного курса ОРКСЭ.

0,17/6

2

4

 

 

2.6.9

Учебно-методическое обеспечение преподавания ОИудК

0,22/8

2

4

 

2

КСР

3

Подготовка к итоговой аттестации

0,17/6

 

 

6

О

Итого зачетных единиц/ часов

4/144

1/36

2/72

 

1/36

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме. 

Отзывы