Педагог дополнительного образования

     Рабочая программа

     Цель реализации программы - формирование теоретических знаний, практических навыков и необходимых компетенций для организации педагогического процесса по дополнительным общеобразовательным программам в ситуации изменившихся подходов к формированию содержания дополнительного образования детей, современных требований к достижению образовательных результатов у обучающихся в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей и в контексте профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей.

     Задачи реализации программы:

  • ознакомление слушателей с основными подходами к организации дополнительного образования в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей;

  • формирование знаний педагогов дополнительного образования об организации педагогического процесса в системе дополнительного образования детей по реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности;

  • обучение слушателей специфике разработки программно-методического обеспечения;

  • формирование умений педагогов дополнительного образования по определению целей и задач обучения, воспитания и развития личности ребенка;

  • ознакомление слушателей с содержательными и техническими возможностями современных контентов, обеспечивающих доступ к образовательным ресурсам и сервисам;

  • обучение слушателей проектированию и анализу образовательного процесса в дополнительном образовании детей в контексте определенной направленности ДОП и категории детей;

  • овладение слушателями современными педагогическими технологиями в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Педагог дополнительного образования» предназначена для профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные общеразвивающие (предпрофессиональные) программы. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации дополнительного образования, в том числе инклюзивного (лиц с ОВЗ и детей-инвалидов (далее – детей с ОВЗ), сформировать и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 3 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются: результаты итогового тестирования в Moodle, зачета, экзамена; выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

     Категория обучающихся: к освоению программы допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование без предъявления требований к стажу работы в образовательных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различной направленности.

     Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Объем освоения программы: всего часов – 306. Из них – лекционных – 94 часа. Практических занятий (круглые столы, тренинги, мастер-классы, деловые игры, мастерские, дискуссии) – 135,5 часов.  Контрольно-самостоятельной работы слушателя – 76,5 часа. 

     Форма итоговой аттестации: защита выпускной квалификационной работы.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных занятий, учебных работ, ч

Формы контроля

Лекции, часов

Семинары и практические, часов

Стажировка

Самост. работа, часов

1

Модуль 1 «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования»

0,39/16

4

8

-

4

Д

1.1

Законодательство Российской Федерации в сфере образования

0,22/8

2

4

-

2

Д

1.2

Правовое регулирование трудовых отношений и оплата труда в сфере образования. Эффективный контракт

0,17/6

2

4

-

-

1.3

Подготовка к зачету «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования»

0,05/2

2

О

2

Модуль 2 «Психолого-педагогические основы дополнительного образования»

3,97/143

46

83

-

14

2.1

Раздел 1 «Возрастная психология»

1,92/69

18

45

-

6

2.1.1

Индивидуально-психологические свойства личности и их проявление в разные возрастные периоды

0,25/9

2

5

-

2

Д

2.1.2

Организация творческой деятельности детей в системе дополнительного образования как фактор социализации обучающихся

0,33/12

4

8

-

-

2.1.3

Коммуникативная компетентность педагога дополнительного образования детей, структура и стороны общения.

0,33/12

4

8

-

-

2.1.4

Семья - ведущий фактор психического и личностного развития ребёнка: родительские позиции и виды детско-родительских отношений

0,28/10

2

6

-

2

КСР

2.1.5

Психологическое сопровождение детей группы социального риска (дети с ОВЗ, дети мигрантов, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию) в системе дополнительного образования

0,17/6

2

4

-

-

2.1.6

Основы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в системе дополнительного образования. Обучение детей передовым достижениям науки и техники в Кванториумах  

0,33/12

2

10

-

-

2.1.7

Организации и проведения конкурсов общественно-значимых проектов и программ. Проектная деятельность учащихся

0,17/6

2

4

-

-

2.2

Раздел 2 «Основы педагогики дополнительного образования детей»

2,05/72

28

38

-

6

2.2.1

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Задачи и функции педагогики. Методы педагогики

0,22/8

4

4

-

-

2.2.2

История становления и развития дополнительного образования детей в России

0,22/8

4

4

-

2.2.3

Характеристика, структура и сущность педагогической деятельности. Структура педагогического процесса в образовательной организации дополнительного образования детей, его компоненты

0,44/16

4

4

-

6

Д

2.2.4

Современные педагогические технологии в образовательном процессе образовательной организации дополнительного образования детей в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей в РФ и Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года

0,33/12

6

6

-

-

2.2.5

Концепция развития дополнительного образования детей как стратегический ориентир профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

0,33/12

4

8

-

-

2.2.6

Интеграция общего и дополнительного образования в контексте реализации ФГОС нового поколения

0,17/6

2

4

-

-

2.2.7

Педагогическая диагностика. Методы педагогического исследования. Мониторинг. Виды мониторинга

0,17/6

2

4

-

2.2.8

Риски взросления ребенка в современной России. Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося в контексте реализации Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ

0,17/6

2

4

-

-

2.3

Подготовка к зачету

0,05/2

2

О

3

Модуль 3 «Теория, методика и технология деятельности педагога дополнительного образования в контексте реализации Концепции развития дополнительного образования детей в РФ»

3,03/109

44

44,5

20,5

3.1

Раздел 1 «Качество дополнительного образования в контексте реализации Концепции развития дополнительного образования детей»

0,55/20

12

5,5

2,5

3.1.1

Содержательное определение качества дополнительного образования детей

0,17/6

6

3.1.2

Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых». Требования к компетенциям и трудовым функциям педагога дополнительного образования. Анализ собственных компетенций

0,22/8

4

1,5

2,5

Д

3.1.3

Мониторинг и оценка качества дополнительного образования детей

0,17/6

2

4

3.2

Раздел 2 «Особенности построения образовательного процесса в условиях реализации Концепции развития дополнительного образования детей в РФ»

0,75/27

14

8

-

5

3.2.1

Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в дополнительном образовании детей в контексте реализации Концепции развития ДОД в РФ

0,30/11

2

4

-

5

Д

3.2.2

Обновление бренда образовательной организации дополнительного образования детей

0,11/4

4

-

-

-

-

3.2.3

Предметно-пространственная среда, обеспечивающая качество освоения образовательной программы с учетом ее направленности

0,17/6

4

2

-

-

3.2.4

Федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области. Профориентационные возможности дополнительного образования детей: профессиональные пробы обучающихся

0,17/6

4

2

-

-

3.3

Раздел 3 «Организационно-педагогическое и организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ»

1,05/38

12

21

5

3.3.1

Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога дополнительного образования. Порядок прохождения аттестации

0,17/6

2

4

-

-

3.3.2

Программно-методическое обеспечение реализации дополнительной общеобразовательной программы. Педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

0,33/12

4

8

-

-

3.3.3

Досуговая деятельность обучающихся: направления, особенности организации и проведения досуговых мероприятий

0,33/12

4

5

3

КСР

3.3.4

Развитие социального партнерства образовательной организации с различными социальными институтами и продвижение услуг дополнительного образования детей и взрослых

0,17/6

2

4

3.3.5

Подготовка к зачету

0,05/2

2

О

3.4

Раздел 4 «Персональное жизнетворчество обучающихся детского объединения в контексте позитивной социализации

0,33/12

4

4

4

3.4.1

Детское объединение системы дополнительного образования детей как особая детско-взрослая общность

0,11/4

2

2

-

3.4.2

Дополнительное образование как социокультурное пространство формирования российской гражданской идентичности личности обучающегося

0,11/4

2

2

-

3.4.3

Подготовка к экзамену

0,11/4

4

О

3.5

Раздел 5 «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе»

0,33/12

2

6

4

3.5.1

Использование электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе образовательной организации дополнительного образования детей

0,16/6

1

3

2

Д

3.5.2

Информационно-коммуникационные технологии в системе непрерывного образования

0,11/4

1

3

3.5.3

Подготовка к зачету 

0,05/2

2

Д

4

Подготовка к итоговой аттестации (ВКР)

1,11/40

40

Итого зачетных единиц/часов

8,5/306

2,61/94

3,76/135,5

2,12/76,5

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.





ИПК 2016г.
2016-2020 г.
Лицензия № 0133/03051 от 17 марта 2016 года
SSL