Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Подготовка учащихся к итоговой аттестации по литературе

     Цель реализации программы – формирование у учащихся знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнить контрольно-измерительные задания единого государственного экзамена по литературе и подготовиться к обучению в высших учебных заведениях по соответствующим направлениям бакалавриата/специалитета.

     Задачи реализации программы:

  • Формирование у школьников системы знаний по теории литературы.

  • Совершенствование знаний, умений и навыков, обеспечивающих базовый уровень при изучении различных периодов в истории русской литературы.

  • Формирование специфических умений и навыков, позволяющих выполнять контрольные задания по литературе различного уровня сложности.

  • Формирование у школьника современного литературоведческого мышления.

     Образовательная программа «Подготовка учащихся к итоговой аттестации по литературе в 11 классе» предназначена для учащихся старших классов общеобразовательной школы, выбравших в качестве дополнительного экзамена литературу, и позволяет подготовить учащихся к успешному выполнению контрольных заданий единого государственного экзамена.

     Программа рассчитана на 108 часов и состоит из 5 модулей. 

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей.

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы является выполнение итоговой (зачетной) работы в виде КИМа ЕГЭ.

     Категория обучающихся: лица, получающие среднее (полное) общее образование.

     Форма обучения: очная c применением дистанционных образовательных технологий.

     Объем освоения программы: всего часов – 108, из них лекционных – 55 часов, практических занятий (семинаров) – 26 час, контрольных и самостоятельных работ слушателей – 27 часов.

     Форма итоговой аттестации: зачет – 9 часов.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зач. ед./часов

Виды учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Теоретико-литературные сведения»

0,22/8

6

2

1.1

Литература как вид искусства. Историко-литературный процесс. Роды и жанры литературы

0,11/4

3

1

Т

1.2

Форма и содержание литературного произведения. Специфика художеств. речи. Проза и поэзия   

0,11/4

3

1

КСР

2

Модуль 2 «Нормативный период русской литературы»

0,22/8

4

2

2

2.1

«Слово о полку Игореве» как памятник литературы Древней Руси

0,08/3

2

1

Т

2.2

Г.Р. Державин. «Памятник» в русск. поэзии XVIII-XIX вв.

0,08/3

1

2

2.3

Д.И. Фонвизин. «Недоросль»: черты классицизма и реализма

0,06/2

1

1

КСР

3

Модуль 3 «Литература 1-й половины XIX века»

0,69/25

18

2

5

3.1

Романтизм и лирика В.А. Жуковского и А.С. Пушкина.

0,08/3

3

3.2

Комедия А.С. Грибоедова и разрушение канонов классицизма

0,05/2

2

3.3

А.С. Пушкин. «Капитанская дочка» и «Евгений Онегин». Реал. тенденции в русской литературе

0,16/6

4

2

КСР

3.4

А.С. Пушкин. «Медный всадник»: проблема взаимоотношений человека и власти

0,05/2

2

3.5

Лирическое и лиро-эпическое творчество М.Ю. Лермонтова

0,11/4

1

2

1

Т

3.6

«Герой нашего времени» Ю.М. Лермонтова. Социально-психологический тип русского романа

0,11/4

2

2

КСР

3.6

Повесть Н.В. Гоголя «Шинель». Проблематика и поэтика ком. «Ревизор»

0,05/2

2

3.7

Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»

0,05/2

2

4

Модуль 4 «Литература   2-й половины XIX века»

0,69/25

14

7

4

4.1

Реализм в русской драматургии. Творчество А.Н. Островского

0,02/1

1

4.2

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»

0,05/2

2

4.3

Чистое искусство и гражданская поэзия

0,11/4

1

2

1

КСР

4.4

И.А. Гончаров. Особенности романа «Обломов»

0,05/2

2

4.5

М.Е. Салтыков-Щедрин. Своеобразии сатиры

0,02/1

1

4.6

«Война и мир» – великий роман Л.Н. Толстого

0,14/5

3

2

Т

4.7

«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского

0,11/4

3

1

КСР

4.8

«Очарованный странник»Н.С. Лескова

0,06/2

2

4.9

Эпическое и драматическое в творчестве А.П. Чехова

0,11/4

1

3

5

Модуль 5 «Литература XX века»

0,86/31

13

15

3

5.1

И.А. Бунин. Повести

0,05/2

2

5.2

М. Горький. Эпос и драма

0,05/2

2

5.3

Модернизм в русской литературе. Символизм. А.А. Блок

0,08/3

2

1

Т

5.4

Акмеизм. Творчество А.А. Ахматовой и О.Э. Мандельштама

0,14/5

1

3

1

КСР

5.5

Русский футуризм. Творчество В.В. Маяковского

0,05/2

2

5.6

Творчество С.А. Есенина и М.И. Цветаевой

0,08/3

3

5.7

М.А. Шолохов.Особенности прозы

0,05/2

2

5.8

Творчество М.А. Булгакова

0,05/2

2

5.9

Поэтическое творчество А.Т. Твардовского.

0,08/3

3

5.10

Б.Л. Пастернак. Лирика

0,08/3

2

1

КСР

5.11

Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»

0,05/1

1

5.12

А.И. Солженицын. Особенности прозы

0,05/2

2

5.13

Литература второй половины ХХ века. Обзор

0,02/1

1

6

Подготовка к итоговой аттестации

0,31/11

11

Т, О

Итого зачетных единиц/часов

3,0/108

1,53/55

0,72/26

0,75/27

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.