Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Психолого-педагогические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

     Цель реализации программы - профессиональная переподготовка специалистов для учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме использования инновационных подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

     Задачи реализации программы:

  • ознакомление слушателей с нормативно-правовыми основами обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • формирование у слушателей глубоких и систематизированных знаний в области методологии, теории и практики дефектологии; концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях введения ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

  • ознакомление слушателей с нарушениями в развитии интеллекта с учётом типологии этой категории детей, закономерностей их развития, сенсорно-перцептивной сферы, интеллектуально-познавательной сферы и др. 

  • обучение слушателей выявлению отклонений в умственном развитии; решению диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач;

  • изучение методических аспектов организации дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях введения ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки педагогических кадров «Психолого-педагогические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» предназначена для повышения квалификации специалистов учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме использования инновационных подходов в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации инклюзивного образования и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий в условиях инклюзивной практики.

     Программа рассчитана на 306 часов  и состоит из 5 модулей. 

     Реализация содержания программы включает самостоятельное изучение слушателями лекционного и практического материала в системе дистанционного обучения Moodle.

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы является сдача зачетов в системе дистанционного обучения Moodle.

     Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

     Форма обучения: очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: 306 ч. Из них – лекционных – 106 часов. Практических занятий (семинаров) – 124 часа.  Контрольно-самостоятельной работы слушателя - 76 часов.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен..

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных занятий, учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере специального (коррекционного) образования в условиях введения ФГОС ОВЗ»

0,22/8  

4

4

 

1.1

Современные тенденции развития специального (коррекционного) образования.

0,11/4

2

2

 

1.2

Экономические и правовые основы деятельности системы образования

0,11/4

2

2

 

2

Модуль 2 «Основы педагогики»

0,33/12

5

6

 

1

2.1

Педагогика как наука. Сущность педагогического процесса как целостного явления: дидактика и теория воспитания

0,11/4

2

2

 

2.2

Традиционные и инновационные образовательные технологии

0,22/8

3

4

 

1

Д

3

Модуль 3 «Медико-биологические основы дефектологии»

2,11/76

31

32

 

13

3.1

Нейропсихология

0,50/18

7

8

 

3

Д

3.2

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

0,52/19

8

8

 

3

Д

3.3

Невропатология

0,52/19

8

8

 

3

Д

3.4

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

0,56/20

8

8

 

4

Д

4

Модуль 4. «Основы специальной психологии»

2/72

26

31

 

15

4.1

Специальная психология

0,33/12

4

5

 

3

Д

4.2

Психопатология

0,50/18

7

8

 

3

Д

4.3

Клиника интеллектуальных нарушений

0,33/12

4

5

 

3

Д

4.4

Психолого-педагогическая диагностика

0,50/18

7

8

 

3

Д

4.5

Психология детей с отклонениями в интеллектуальном развитии

0,33/12

4

5

 

3

Д

5

Модуль 5. «Теоретические и методические основы дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

2,84/102

40

51

 

11

5.1

Основы обучения и воспитания детей с ОВЗ

0,33/12

5

6

 

1

Д

5.2

Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта

0,33/12

4

6

2

Д

5.3

Основы логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

0,33/12

5

6

1

Д

5.4

Методика преподавания русского языка, литературы и развития речи (специальная) детям

с ОВЗ

0,33/12

5

6

1

Д

5.5

Методика преподавания математики (специальная) детям с ОВЗ

0,33/12

5

6

1

Д

5.6

Методика преподавания естествознания детям с ОВЗ

0,37/13

4

6

3

Д

5.7

Методика преподавания ручного труда и изобразительной деятельности детям с ОВЗ

0,56/20

6

12

2

Д

5.8

Формы дистанционного обучения как одна из альтернатив образовательного процесса для детей с ОВЗ

0,17/6

3

3

 

6

Подготовка к итоговой аттестации

1/36

36

Д

Итого зачетных единиц / часов

8,5/306

2,95/106

3,44/124

2,11/76

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.