Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Психолого-педагогические основы логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья

     Цель реализации программы - профессиональная переподготовка специалистов для учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме использования инновационных подходов в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста с речевыми нарушениями, в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ.

     Задачи реализации программы:

  • ознакомление слушателей с нормативно-правовыми основами логопедического сопровождения детей дошкольного и младшего школьного возраста;

  • формирование у слушателей глубоких и систематизированных знаний в области методологии, теории и практики логопедии; концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ;

  • ознакомление слушателей с речевыми нарушениями разной этиологии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, путей дифференциации и индивидуализации воспитательных воздействий с учетом особенностей речевого и неречевого развития детей;

  • обучение слушателей выявлению речевых отклонений, решению диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач;

  • изучение методических аспектов организации логопедической работы с детьми, имеющими различные речевые нарушения в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки педагогических кадров «Психолого-педагогические основы логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья» предназначена для повышения квалификации специалистов учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме логопедического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации логопедического сопровождения и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных логопедических технологий в условиях инклюзивной практики.

     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 6 модулей. 

     Реализация содержания программы включает учебные занятия и самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются: результаты итогового междисциплинарного экзамена в форме тестирования в Moodle, промежуточный экзамен, зачет в дистанционной форме.

     Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

     Форма обучения: очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: 306 часов. Из них – лекционных – 98 часов. Практических занятий (семинаров) – 132 часа.  Контрольно-самостоятельной работы слушателя - 76 часов.     

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных работ, ч

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Нормативно-правовая регуляция образовательной деятельности. Нормативные акты при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

0,39/14

6

8

1.1

Стратегия развития современного образования. Государственная политика в сфере образования. Этическая составляющая образовательной деятельности при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

0,17/6

2

4

1.2

Инклюзивное образование как инновационный процесс: исторический аспект и современное состояние. Нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

0,22/8

4

4

2

Модуль 2 «Основы педагогики»

0,39/14

4

8

2

Д

2.1

Педагогика как наука. Сущность педагогического процесса как целостного явления: дидактика и теория воспитания

0,17/6

2

4

2.2

Традиционные и инновационные образовательные технологии

0,22/8

2

4

2

Д

3

Модуль 3 «Медико-биологические основы дефектологии»

2,11/76

30

36

10

Д

3.1

Нейропсихология

0,50/18

8

10

3.2

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

0,44/16

6

6

4

Д

3.3

Невропатология

0,61/22

8

10

4

Д

3.4

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения

0,56/20

8

10

2

Д

4

Модуль 4 «Основы специальной психологии»

1,06/38

16

20

2

Д

4.1

Специальная психология

0,17/6

2

4

4.2

Психопатология

0,38/14

6

6

2

Д

4.3

Клиника интеллектуальных нарушений

0,33/12

6

6

4.4

Психолингвистика

0,17/6

2

4

5

Модуль 5 «Теоретические и методические основы логопедии»

3,38/122

40

56

26

Д

5.1

Речевая функциональная система в норме и патологии. Этиология нарушений речи; классификации нарушений речи

0,22/8

2

4

2

Д

5.2

Дифференциальная диагностика специфических и неспецифических нарушений речи

0,39/14

4

8

2

Д

5.3

Логопедическая работа при фонетико-фонематическом и общем недоразвитии речи

0,44/16

6

6

4

Д

5.4

Коррекция нарушений речи при сенсорной и интеллектуальной недостаточности

0,39/14

6

6

2

Д

5.5

Особенности логопедической работы по коррекции речи у детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

0,44/16

6

6

4

Д

5.6

Логопедическая помощь в системе коррекционной работы с детьми с ранним детским аутизмом

0,28/10

2

4

4

Д

5.7

Диагностика, предупреждение и устранение нарушений письменной речи

0,56/20

8

10

2

Д

5.8

Логопсихология

0,22/8

2

4

2

Д

5.9

Логопедические технологии

0,22/8

2

4

2

Д

5.10

Методика преподавания русского языка, литературы и развития речи (специальная)

0,22/8

2

4

2

Д

6

Модуль 6 «Особенности ИКТ при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

0,17/6

2

4

6.1

Формы дистанционного обучения как одна из альтернатив образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья

0,17/6

2

4

-

7

Подготовка к итоговой аттестации

1/36

36

Итого часов/зачетных единиц

8,5/306

2,72/98

3,67/132

2,11/76

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • ДТ – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.

Отзывы