Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Актуальные проблемы и инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса

     Рабочая программа

     Цель реализации программы: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов-психологов образовательных учреждений.

     Задачи реализации программы:

  • познакомить слушателей с основными подходами к организации психологического сопровождения и методическому обеспечению образовательного процесса в условиях реализации федерального государственного стандарта (далее - ФГОС);

  • усовершенствовать знания в области специфики современных технологий психологической помощи и методического сопровождения в рамках профессиональных модулей и учебных дисциплин;

  • научить слушателей проектировать психологическое сопровождение образовательного процесса на основе новых образовательных результатов;

  • сформировать умение использования новых психокорекционных и психоразвивающих технологий в организации образовательного процесса;

  • стимулировать потребность в постоянном самообразовании и самовоспитании в профессиональной деятельности и в овладении новыми компетенциями.

     Дополнительная профессиональная программа «Актуальные проблемы и инновационные технологии психологического сопровождения образовательного процесса» предназначена для повышения квалификации педагогов-психологов, педагогов образовательных организаций. Предлагаемая программа имеет своей основной целью предоставление педагогу-психологу необходимой информации о современном состоянии научного знания в сфере психологии, даёт практические навыки работы с актуальными психологическими проблемами, возникающими в системе образования.

     Программа рассчитана на 144 часов и состоит из 8 модулей.  

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются результаты итогового тестирования в Moodle, обобщающие результаты самостоятельной работы.

     Категория обучающихся: к освоению программы допускаются лица с высшим образованием и опытом деятельности педагога-психолога в образовательной организации.

     Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Объем освоения программы: всего часов – 144. Из них – лекционных – 36 часов. Практических занятий (семинаров) – 72 часа. Контрольно-самостоятельной работы слушателя – 36 часов.

     Форма итоговой аттестации: зачет.

п/п

Наименование разделов (модулей) и тем 

Всего зачетных единиц / часов 

Виды учебных работ, ч 

Самостоятельная работа 

Примечание

Формы контроля 

Лекции 

Семинарские занятия 

Практические занятия 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Модуль 1 Государственная и региональная политика в сфере образования

0,22/8

2

4

2

1.1

Нормативно-правовое обеспечение образования

0,11/4

1

1

2

1.2

Порядок оплаты труда педагогических работников. Эффективный контракт

0,11/4

1

3

-

2.

Модуль 2 Проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке в условиях ФГОС

0,22/8

2

4

2

2.1

Введение в концепцию активного целеполагания

0,06/2

1

1

-

2.2

Конструирование учебных и образовательных ситуаций на уроке с помощью современных педагогических технологий

0,11/4

1

1

2

2.3

Цифровые образовательные ресурсы в деятельности педагога

0,06/2

2

-

Смирнова О.А.

3

Модуль 3 Психологическое сопровождение стандартизации образования

0,22/8

2

4

2

Смирнова О.А.

3.1

Психолого-педагогические проблемы обучения и развития личности в условиях введения ФГОС. Особенности работы с разными категориями обучающихся

0,08/3

1

2

-

Смирнова О.А.

3.2

Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса

0,06/2

1

1

-

Смирнова О.А.

3.3

Семья и ее место в развитии личности ребенка

0,08/3

-

1

2

Григорьева А.И.

4

Модуль 4. Воспитание и социализация личности в системе образования в контексте требований ФГОС нового поколения

0,44/16

4

8

4

Григорьева А.И.

4.1

Приоритеты образовательной политики РФ в сфере воспитания

0,06/2

2

-

-

Григорьева А.И.

4.2

Полисубъектное взаимодействие социальных институтов по поддержке жизненного самоопределения ребенка

0,06/2

-

2

-

Григорьева А.И.

4.3.

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования

0,11/4

-

2

2

Григорьева А.И.

4.4

Программа Воспитания как нормативная модель управленческой деятельности в сфере современного воспитания

0,06/2

2

-

-

Григорьева А.И.

4.5

Содержание воспитания: современные подходы

0,17/6

4

2

5

Модуль 5. Теория и инновационные технологии психологического сопровождения процесса образования

1,83/66

20

38

8

5.1

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-познавательной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС

0,17/6

2

4

-

5.2

Психологическое сопровождение детей на различных возрастных этапах в условиях введения ФГОС

0,17/6

2

4

-

5.3

Психологический прогноз и профилактика проблем обучения.

0,17/6

2

4

-

5.4

Основы социально-психологического взаимодействия субъектов образовательного процесса

0,17/6

1

-

5

5.5

Организация медиативной службы в школе

0,17/6

2

4

-

5.6

Взаимодействие психолога с педагогами и родителями

0,17/6

4

2

-

Смирнова О.А.

5.7

Помощь детям, подвер6шимся жестокому обращению

0,17/6

2

4

-

Смирнова О.А.

5.8

Особенности предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся на старшей ступени общего образования: психологический аспект

0,17/6

2

4

-

5.9

Профилактика профессионального выгорания педагогов

0,17/6

2

4

5.10

Работа с категорией «особый ребенок»

0,17/6

-

6

5.11

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности

0,17/6

3

-

3

6

Модуль 6 Инклюзивное образование как средство доступного обеспечения качественного образования

0,22/8

2

4

2

6.1

Инклюзивное образование как инновационный процесс

0,06/2

1

1

-

6.2

Психолого-педагогическое сопровождение в системе инклюзивного образования

0,06/2

1

1

-

6.3

Взаимодействие с семьями воспитанников с ОВЗ как участников образовательных отношений

0,11/4

-

2

2

7

Управленческая деятельность педагога в условиях формирования национальной системы учительского роста

0,22/8

2

4

2

7.1.

Оценка эффективности деятельности педагога

0,17/6

2

2

2

7.2.

Аттестация педагогических кадров

0,05/2

2

8

Модуль 8 «Основы оказания первой помощи»

0,28/10

2

6

2

8.1

Организационно – правовые аспекты оказания первой помощи

0,06/2

2

-

-

8.2

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения

0,06/2

-

2

-

8.3

Оказание первой помощи при наружных и внутренних кровотечениях

0,06/2

-

2

-

8.4

Оказание первой помощи при тепловой травме, ударе электрическим током, утоплении

0,06/2

-

1

-

8.5.

Оказание первой помощи при травмах. ЗЧМТ, травмы груди и живота. Травмы верхних и нижних конечностей. Транспортная иммобилизация

0,06/2

1

-

9

Подготовка

к итоговой аттестации

0,33/12

-

-

0,33/12

Итого:

4/144

1/36

2/72

1/36



Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.