Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Актуальные вопросы профессиональной ориентации подростков

     Рабочая программа

    Цель реализации программы - формирование систематизированных теоретических знаний педагогов и педагогов-психологов образовательных организаций о комплексных актуальных проблемах профориентации подростков. Активизация умения слушателей по оказанию субъектам профессионального становления психологической и педагогической помощи при выборе профильного обучения, профессионального пути, в соответствии с изменившимся функционалом деятельности, обусловленным Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.

     Задачи реализации программы:

  • Расширение знаний слушателей дефиниции профориентации в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС).

  • Ознакомление с теоретическими основами и методологическими подходами к проблеме профориентации подростков в современных условиях развития образовательной деятельности.

  • Расширение представлений слушателей об инструментарии, используемом для диагностики профессиональных склонностей и способностей.

  • Овладение практическими умениями и навыками оказания профориентационной помощи подросткам в процессе формирования их готовности к принятию решения о выборе сферы труда и профессиональной деятельности.

  • Формирование потребность в постоянном самообразовании и самовоспитании в профессиональной деятельности и в овладении новыми компетенциями в соответствии с профессиональным стандартом Педагога-психолога (Психолог в сфере образования).

     Дополнительная профессиональная программа «Актуальные вопросы профессиональной ориентации подростков» предназначена для повышения квалификации педагогов, педагогов-психологов, педагогов-воспитателей и социальных педагогов образовательных организаций.

     Программа рассчитана на 72 часа и состоит из 3 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются результаты самостоятельной работы слушателя в системе Moodle, итогового тестирования и защиты творческого проблемно-ориентированного задания, обобщающего полученные в ходе освоения программы ДПП знания.

     Категория обучающихся: лица, имеющие высшее образование и опыт деятельности социального педагога, педагога-организатора и педагога-психолога в образовательной организации.

     Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов – 72. Из них – лекционных – 26 часов. Практический занятий (семинаров) – 28 часов. Контрольно-самостоятельной работы слушателя – 18 часа.

     Форма итоговой аттестации: зачет.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды

учебных работ, ч

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Теоретические аспекты профессиональной ориентации подростков»

0,45/16

10


4


2


1.1

Ценностно-смысловой аспект организации профессиональной ориентации подростков, их самоопределение. Основные профориентационные теории. Профориентация в современности, ее цели и задачи. Мир профессий, тенденции его развития в контексте современного рынка труда.

0,06/2

2






1.2

Типология проблем выбора профессии, самоопределение личности как процесс и результат поиска внутреннего Я и смысла трудовой деятельности

0,08/3

2


1




1.3.

Методологические основы самоопределения. Типы, виды, уровни самоопределения личности. Уровни успешного самоопределения.

0,14/5

2


1


2

Д

1.4.

Развитие практики партнерства образовательной организации с семьей и социальными институтами в формировании профессиональных интересов современных подростков

017/6

4


2




2

Модуль 2 «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения подростков»

0,78/28

10


14


4


2.1

Возрастные особенности профессионального самоопределения подростков, старших подростков. Профессиональные установки старшего подростка. Проблема мотивации в контексте профессиональной ориентации подростка

0,28/10

4


6




2.2

Структура, содержание и особенности процесса самоопределения подростка в условиях современного образования

0,38/12

2


6


4

Д

2.3

Концептуально-программное обеспечение процесса профессионального самоопределение образовательной организации. Успешные практики профессионально-трудовой подготовки как средство сознательного отношения к труду у обучающихся и их профессиональному самоопределению в современном мире.

0,17/6

4


2




3

Модуль 3 «Методы и методики профориентационной работы с подростками»

0,61/22

6


10


6


3.1.

Изучение личности в целях профориентации: принципы, методы психолого-педагогической диагностики. Выявление и развитие общих и специальных способностей

0,06/2

2






3.2

Методы профориентации. Активизирующие методы и методики профессионального самоопределения

0,17/6

2


2


2

Д

3.3

Профотбор и профессиональная консультация: принципы, виды, планирование, технологии. Технология организации и проведения профессионально-ролевого тренинга

0,39/14

2


8


4

КСР

4

Подготовка к итоговой аттестации

0,17/6





6

О

Итого зачетных единиц/часов

2,0/72

0,72/26


0,78/28


0,5/18


Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.