Рабочая программа
Цель реализации программы – совершенствование психолого-педагогических и профессиональных компетенций учителей-дефектологов по проблеме использования инновационных подходов в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в общеобразовательных организациях, повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе введения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ).
Задачи реализации программы:
-
познакомить педагогов с теоретическими основами и ведущими тенденциями организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации;
-
знанием нормативно-правовых основ организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
-
актуальными проблемами психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики; особенностями проектирования индивидуальных программ сопровождения ребенка в общеобразовательной организации.
-
методическими основами организации инклюзивного образовательного процесса: современными технологиями коррекционно-развивающего обучения; спецификой планирования, организации коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации (в контексте реализации ФГОС ДО и НОО); методическими аспектами проектирования инклюзивного занятия; формами, методами и приемами коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;
-
содействовать развитию у педагогов профессионально-педагогических умений: аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и других педагогических умений, и рефлексивных способностей;
-
освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями;
-
психолого-педагогическое сопровождение построения и изменения индивидуальной образовательной траектории обучающегося; организация индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ; создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу.
Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. При этом существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество. Первые попытки совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников были сделаны еще в начале 90-х гг. XX в. в связи с реформами политических институтов и демократическими преобразованиями в России.
Программа рассчитана на 144 часа и состоит из 8 модулей.
Обучение проводится на русском языке.
Критериями освоения содержания программы является: итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме зачета, проходящего в два этапа: итоговое тестирование в системе дистанционного обучения MOODLЕ и защита итоговой работы слушателя, обобщающей результаты самостоятельной работы.
Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.
Форма обучения: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Сроки освоения программы: всего часов – 144. Из них – лекционных – 36 часов и практических занятий (семинаров) – 72 часа; в том числе стажировка – 6 часов; контрольно-самостоятельной работы слушателя - 36 часов.
Форма итоговой аттестации: зачет.