Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Деятельность дефектолога в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения

     Рабочая программа

     Цель реализации программы – совершенствование психолого-педагогических и профессиональных компетенций учителей-дефектологов по проблеме использования инновационных подходов в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта нового поколения в общеобразовательных организациях, повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе введения Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС ОВЗ).

     Задачи реализации программы:

  • познакомить педагогов с теоретическими основами и ведущими тенденциями организации инклюзивного образования в условиях общеобразовательной организации;

  • знанием нормативно-правовых основ организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);

  • актуальными проблемами психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности детей с ОВЗ в условиях инклюзивной практики; особенностями проектирования индивидуальных программ сопровождения ребенка в общеобразовательной организации.

  • методическими основами организации инклюзивного образовательного процесса: современными технологиями коррекционно-развивающего обучения; спецификой планирования, организации коррекционно-педагогического процесса в работе с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации (в контексте реализации ФГОС ДО и НОО); методическими аспектами проектирования инклюзивного занятия; формами, методами и приемами коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования;

  • содействовать развитию у педагогов профессионально-педагогических умений: аналитических, интерпретационных, коммуникативных, проектировочных, прогностических и других педагогических умений, и рефлексивных способностей;

  • освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, дети с особыми образовательными потребностями;

  • психолого-педагогическое сопровождение построения и изменения индивидуальной образовательной траектории обучающегося; организация индивидуальной и совместной учебной деятельности обучающихся, основанную на применении развивающих образовательных программ; создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу.

     Важным направлением государственной политики в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение их прав на реабилитацию средствами образования. В течение длительного времени общество акцентировало свое внимание не на потенциальных возможностях проблемного ребенка, а на его дефекте, что приводило к дискриминации и изоляции. В настоящее время социальная перспектива в отношении детей с ОВЗ существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. При этом существенно расширяются возможности социализации учащихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество. Первые попытки совместного обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников были сделаны еще в начале 90-х гг. XX в. в связи с реформами политических институтов и демократическими преобразованиями в России.

     Программа рассчитана на 144 часа и состоит из 8 модулей. 

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы является: итоговая аттестация слушателей осуществляется в форме зачета, проходящего в два этапа: итоговое тестирование в системе дистанционного обучения MOODLЕ и защита итоговой работы слушателя, обобщающей результаты самостоятельной работы.

     Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

     Форма обучения: очная с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов – 144. Из них – лекционных – 36 часов и практических занятий (семинаров) – 72 часа; в том числе стажировка – 6 часов; контрольно-самостоятельной работы слушателя - 36 часов.

     Форма итоговой аттестации: зачет.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зач. ед./часов

Виды учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинары и практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Государственная и региональная политика в сфере образования»

0,22/8

2

4

2

Т

1.1

Нормативно-правовое обеспечение образования

0,11/4

1

1

2

Т

1.2

Порядок оплаты труда педагогических работников. Эффективный контракт

0,11/4

1

3

2

Модуль 2 «Проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС»

0,22/8

2

4

2

Т

2.1

Введение в концепцию активного целеполагания

0,06/2

1

1

2.2

Конструирование учебных и образовательных ситуаций на уроке с помощью современных педагогических технологий

0,11/4

1

1

2

Т

2.3

Цифровые образовательные ресурсы в деятельности педагога

0,06/2

2

3

Модуль 3 «Психологическое сопровождение стандартизации образования»

0,22/8

2

4

2

Т

3.1

Психолого-педагогические проблемы обучения и развития личности в условиях введения ФГОС. Особенности работы с разными категориями обучающихся

0,08/3

1

2

3.2

Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса

0,06/2

1

1

3.3

Семья и ее место в развитии личности ребенка

0,08/3

1

2

Т

4

Модуль 4 «Воспитание и социализация личности в системе образования в контексте требований ФГОС нового поколения»

0,44/16

4

8

4

Т

4.1

Приоритеты образовательной политики РФ в сфере воспитания

0,05/2

2

4.2

Полисубъектное взаимодействие социальных институтов по поддержке жизненного самоопределения ребенка

0,05/2

2

Т

4.3

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования

0,11/4

2

2

Т

4.4

Программа воспитания как нормативная модель управленческой деятельности в сфере современного воспитания

0,05/2

2

4.5.

Содержание воспитания: современные подходы

0,17/6

4

2

Т

5

Модуль 5 «Теория и методика образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья»

1,83/66

20

38

10

Д/Т

5.1

Этиология нарушений развития, классификации нарушений

0,33/12

4

8

5.2

Реализация современных образовательных технологий в условиях введения ФГОС нового поколения

0,22/8

2

4

2

Т

5.3

Современные организационные модели деятельности ПМПк и ПМПК в условиях введения ФГОС нового поколения

0,17/6

2

4

5.4

Особенности коррекционной работы при сенсорной и интеллектуальной недостаточности

0,22/8

2

4

(6)

2

Д

5.5

Особенности коррекционной работы с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

0,17/6

2

4

5.6

Система коррекционной работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата

0,22/8

2

4

2

Д

5.7

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций программы реабилитации и (или) ПМПК

0,17/6

2

2

2

Т

5.8

Диагностический инструментарий и социально-реабилитационные аспекты психологического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья

0,17/6

2

4

5.9

Совершенствование коррекционно-развивающей среды кабинета специалиста в условиях реализации ФГОС нового поколения

0,17/6

2

4

6

Модуль 6 «Инклюзивное образование как средство доступного обеспечения качественного образования»

0,22/8

2

4

2

Т

6.1

Инклюзивное образование как инновационный процесс

0,06/2

1

1

6.2

Психолого-педагогическое сопровождение в системе инклюзивного образования

0,06/2

1

1

6.3

Взаимодействие с семьями воспитанников с ОВЗ как участников образовательных отношений

0,11/4

2

2

Т

7

Модуль 7 «Управленческая деятельность педагога в условиях формирования национальной системы учительского роста»

0,22/8

2

4

7.1

Оценка эффективности деятельности педагога

0,17/6

2

2

7.2

Аттестация педагогических кадров

0,05/2

2

8

Модуль 8 «Основы оказания первой помощи»

0,28/10

2

6

2

Т

8.1

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

0,05/2

2

8.2

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения

0,05/2

2

8.3

Оказание первой помощи при наружных и внутренних кровотечениях

0,05/2

2

8.4

Оказание первой помощи при тепловой травме, ударе электрическим током, утоплении

0,05/2

1

1

Т

8.5

Оказание первой помощи при травмах. ЗЧМТ, травмы груди и живота. Травмы верхних и нижних конечностей. Транспортная иммобилизация

0,05/2

1

1

Т

9

Подготовка к итоговой аттестации

0,33/12

0,33/12

Итого зачетных единиц/часов

4,0/144

1,0/36

2,0/72

1,0/36

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.