Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Профессиональная роль педагога-организатора (старшего вожатого) в процессе формирования гражданской позиции обучающихся

     Рабочая программа

     Цель реализации программы – развитие профессиональной компетентности педагогов-организаторов (старших вожатых) в сфере методики и организации внеурочной деятельности, деятельности детских и молодежных общественных объединений, и творческих объединений дополнительного образования детей, способствующих формированию гражданской позиции обучающихся в контексте реализации ФЗ «Об образовании в РФ».

      Задачи реализации программы:

  • Совершенствовать знания в области организации внеурочной деятельности, детских и молодежных общественных объединений, и творческих объединений дополнительного образования детей в соответствии с современными требованиями образовательной политики.
  • Обеспечить овладение современными воспитательными формами и технологиями формирования гражданской позиции обучающихся.
  • Создать условия для включения педагогов-организаторов (старших вожатых) в социокультурные практики, приемлемые для образовательных организаций разных типов и видов.

     Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессиональная роль педагога-организатора (старшего вожатого) в процессе формирования гражданской позиции обучающихся» предназначена для повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации внеурочной деятельности и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий гражданско-патриотического воспитания.

     Программа рассчитана на 144 чаа и состоит из 8 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия и вне аудиторного занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются результаты итогового тестирования в Moodle, обобщающие результаты самостоятельной работы, и выполнение слушателем индивидуальной (групповой) итоговой творческой проблемно-ориентированной работы.     

     Категория обучающихся: лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

     Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов – 144. Из них – лекционных – 38 часов. Практических занятий (семинаров) – 70 часов.  Контрольно-самостоятельной работы слушателя – 36 часов. 

     Форма итоговой аттестации: зачет.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных работ, ч

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Государственная и региональная политика в сфере образования»

0,22 / 8

2

4

2

1.1

Нормативно-правовое обеспечение образования

0,11 / 4

1

1

2

Д

1.2

Порядок оплаты труда педагогических работников. Эффективный контракт

0,11 / 4

1

3

2

Модуль 2 «Проектирование учебно-познавательной деятельности обучающихся на уроке в условиях ФГОС»

0,22 / 8

2

4

2

2.1

Введение в концепцию активного целеполагания

0,06 / 2

1

1

2.2

Конструирование учебных и образовательных ситуаций на уроке с помощью современных педагогических технологий

0,11 / 4

1

1

2

Д

2.3

Цифровые образовательные ресурсы в деятельности педагога

0,06 / 2

2

3

Модуль 3 «Психологическое сопровождение стандартизации образования»

0,22 / 8

2

4

2

3.1

Психолого-педагогические проблемы обучения и развития личности в условиях введения ФГОС. Особенности работы с разными категориями обучающихся

0,08 / 3

1

2

3.2

Социально-психологические основы взаимодействия участников образовательного процесса

0,14 / 5

1

2

2

Д

4

Модуль 4 «Воспитание и социализация личности в системе образования в контексте требований ФГОС нового поколения»

0,44/16

6

6

4

4.1

Приоритеты образовательной политики РФ в сфере воспитания

0,06 / 2

2

4.2

Внеурочная деятельность обучающихся и дополнительное образование как ресурс развития творческого потенциала личности

0,06 / 2

2

4.3

Уровни, критерии и показатели оценки качества воспитания и социализации личности в контексте качества образования

0,11 / 4

2

2

Д

4.4

Содержание воспитания в образовательной организации в контексте современных подходов

0,06 / 2

2

4.5

Деструктивное поведение: понятие, причины, аспекты профилактической деятельности

0,17 / 6

2

2

2

Д

5

Модуль 5 «Педагог-организатор (старший вожатый) как субъект становления гражданской позиции обучающегося»

1,83 / 66

20

38

8

 

5.1

Социальный портрет современного детства. Ценностные ориентации учащейся молодёжи. Педагогическая поддержка мира ценностных ориентаций обучающихся

0,17 / 6

2

4

5.2

Современные воспитательные методики и технологии как средство социализации воспитанников и интеграции их с обществом: структура, содержание, основные идеи

0,44 / 16

6

10

5.3

Организация деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательной организации: нормативно-правовое обеспечение, инновационные подходы и технологии

0,44 / 16

4

8

4

КСР

5.4

Педагогическая поддержка детского ученического самоуправления. Проектирование модели ученического самоуправления

0,27 / 10

2

4

4

КСР

5.5

Детское общественное объединение как среда личностно-субъектного развития обучающегося: алгоритм создания и эффективность деятельности

0,17 / 6

2

4

5.6

Полисубъектное взаимодействие социальных институтов по поддержке жизненного самоопределения ребенка

0,17 / 6

2

4

5.7

Организация и проведение диагностики процесса воспитания в образовательной организации

0,17 / 6

2

4

6

Модуль 6 «Инклюзивное образование как средство доступного обеспечения качественного образования»

0,22 / 8

2

4

2

6.1

Инклюзивное образование как инновационный процесс

0,06 / 2

1

1

6.2

Психолого-педагогическое сопровождение в системе инклюзивного образования

0,06 / 2

1

1

6.3

Взаимодействие с семьями воспитанников с ОВЗ как участников образовательных отношений

0,11 / 4

2

2

Д

7

Модуль 7 «Позиция педагога-организатора (старшего вожатого) в условиях формирования национальной системы учительского роста»

0,22 / 8

2

4

2

7.1

Личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя в контексте реализации ФГОС и Стандарта педагога

0,17 / 6

2

2

2

Д

7.2

Аттестация педагогических кадров

0,06 / 2

2

8

Модуль 8 «Основы оказания первой помощи»

0,28/10

2

6

2

8.1

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

0,06/2

2

8.2

Оказание первой помощи при отсутствии сознания, остановке дыхания и кровообращения

0,06/2

2

8.3

Оказание первой помощи при наружных и внутренних кровотечениях

0,06/2

2

8.4

Оказание первой помощи при тепловой травме, ударе электрическим током, утоплении

0,06/2

1

1

Д

8.5

Оказание первой помощи при травмах. ЗЧМТ, травмы груди и живота. Травмы верхних и нижних конечностей. Транспортная иммобилизация

0,06/2

1

1

Д

9

Подготовка к итоговой аттестации

0,33 / 12

12

О

Итого зачетных единиц / часов

4/144

1,06/ 38

1,94/

70

1/36

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.