Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Теоретико-методические основы дошкольного образования

     Цель реализации программы – формирование и совершенствование у слушателей теоретических знаний и практических навыков организации педагогического процесса в условиях реализации ФГОС ДО и формирование компетенций в области педагогической деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования.

     Задачи реализации программы:

  • обучение слушателей специфике разработки методического обеспечения новых образовательных стандартов;

  • ознакомление слушателей с основными подходами к организации дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС ОВЗ;

  • формирование компетенций педагогов по организации педагогического процесса в ДОО по реализации образовательных областей;

  • формирование умений педагогов по определению целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника;

  • овладение слушателями современными педагогическими технологиями в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;

  • обучение слушателей проектированию образовательного процесса на основе новых образовательных результатов;

  • формирование потребности в постоянном самообразовании и самовоспитании в профессиональной деятельности и в овладении его технологиями.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика дошкольного образования» предназначена для профессиональной переподготовки педагогических работников дошкольных образовательных организаций. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации дошкольного образования, в том числе инклюзивного (лиц с ОВЗ), и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

     Реализация содержания программы включает учебные занятия и самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 3 модулей.

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются: результаты квалификационного экзамена в форме тестирования в Moodle, промежуточный экзамен, зачет в дистанционной форме.

     Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование.

     Форма обучения: очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов – 306, из них – лекционных – 88 часов.  Практических и семинарских занятий – 138 часов. Контрольно-самостоятельная работа слушателя – 80 часов.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц /часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции

Семинары

Практические занятия

Самост. работа, контроль

1

Модуль 1 «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования»

0,88/32

8

20

4

1.1

Государственная политика в сфере образования Стратегии образования

0,17/6

2

4

1.2

Государственный образовательный стандарт. Методологические основы ФГОС дошкольного образования

0,22/8

2

4

2

Д

1.3

Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации»

0,17/6

2

4

1.4

Права и обязанности участников образовательного процесса

0,17/6

-

4

2

Д

1.5

Обеспечение защиты прав ребенка в том числе детей с ОВЗ в системе образования

0,17/6

2

4

2

Модуль 2 «Психолого-педагогические основы дошкольного образования»

3,28/118

38

68

12

2.1

Возрастные особенности психического развития в раннем и дошкольном возрасте

0,33/12

2

8

2

Д

2.2

Факторы развития личности ребёнка (наследственность, среда, воспитание). Психологическая готовность к школе

0,33/12

4

8

2.3

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) детей дошкольного возраста

0,33/12

2

6

4

КСР

2.4

Коммуникативная компетентность воспитателя, структура и стороны общения. Работа с конфликтными ситуациями. Работа в системе: педагог – родитель

0,33/12

4

8

2.5

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики. Задачи и функции педагогики. Методы педагогики

0,28/10

4

4

2

Д

2.6

Характеристика, структура и сущность педагогической деятельности. Структура педагогического процесса в дошкольной образовательной организации, его компоненты

0,28/10

4

4

2

КСР

2.7

Педагогическая диагностика: теоретический аспект

0,17/6

2

4

2.8

Обеспечение преемственности примерных основных общеобразовательных программ дошкольного и начального общего образования

0,17/6

2

4

2.9

Составляющие профессионально-педагогической компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Профессиональный стандарт педагога

0,22/8

2

4

2

Д

2.10

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ

0,17/6

2

4

2.11

Инклюзивное образование как инновационный процесс. Индивидуально-диффренцированный подход в реализации инклюзивного образования

0,33/12

6

6

2.12

Психолого-педагогические сопровождение детей с ОВЗ в образовательном пространстве

0,17/6

2

4

2.13

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута адаптированной основной образовательной программы (АООП), адаптированной образовательной программы (АОП)

0,17/6

2

4

3

Модуль 3 «Методическое оснащение педагогического процесса»

3,22/116

42

50

24

3.1

Методические подходы к построению образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО. Виды программ дошкольного образования

0,33/12

6

2

4

Д

3.2

Методы педагогического исследования. Мониторинг. Виды мониторинга

0,22/8

2

4

2

КСР

3.3

Планирование и реализация педагогической деятельности в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования

0,27/10

4

4

2

КСР

3.4

Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде

0,17/6

2

3

1

КСР

3.5

Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования

0,17/6

2

2

2

КСР

3.6

Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста

0,22/8

4

4

3.7

Познавательное развитие детей дошкольного возраста

0,17/6

2

4

3.8

Речевое развитие детей дошкольного возраста

0,22/8

4

4

3.9

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

0,22/8

4

1

3

КСР

3.10

Физическое развитие детей дошкольного возраста

0,22/8

2

4

2

КСР

3.11

Психолого-педагогические условия развития детских видов деятельности

0,17/6

2

2

2

КСР

3.12

Игра как ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста

0,17/6

2

2

2

КСР

3.13

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО

0,22/8

2

4

2

КСР

3.14

Здоровьесберегающие технологии в образовании

0,17/6

2

4

3.15

Организация цифрового образования в ДОО. Информационно-коммуникационные технологии как средство успешной образовательной программы дошкольного образования

0,28/10

2

6

2

КСР

4

Подготовка к квалификационному экзамену в форме тестирования

1,11/40

40

Т

Итого зачетных единиц/часов

8,5/306

2,44/88

2,44/88

1,38/50

2,23/80

Условные обозначения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.







Лицензия № 0133/03051 от 17 марта 2016 года

SSL