Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Теория и методика обучения русскому языку и литературе

     Цель реализации программы – формирование и совершенствование профессиональных компетенций слушателей в области проектирования и реализации образовательных программ по русскому языку и литературе, в соответствии с ФГОС и Концепцией преподавания русского языка и литературы для приобретения квалификации «учитель русского языка и литературы».

     Задачи реализации программы:

  • формирование профессиональных компетенций слушателей по предметам «Русский язык» и «Литература» в соответствии с современными достижениями науки;

  • совершенствование профессиональных компетенций слушателей по организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся в соответствии с современными педагогическими технологиями;

  • формирование навыков проектирования и реализации программы развития УУД в школьных курсах русского языка и литературы;

  • совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, направленных на освоение ресурсов для построения эффективной системы школьного филологического образования.

     Дополнительная профессиональная программа переподготовки (далее – ДПП ПП) «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» предназначена для переподготовки учителей русского языка и литературы образовательных организаций. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации филологического образования, в том числе инклюзивного (лиц с ОВЗ) и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 6 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы является: успешная сдача зачетов и экзаменов, итоговый государственный экзамен.

     Категория обучающихся: педагоги, имеющие среднее и высшее педагогическое образование.

     Форма обучения: очная с элементами дистанционных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов – 306. Из них – лекционных – 90 часов. Практических занятий (семинаров) – 140 часов. Контрольно-самостоятельной работы слушателя -76 часа.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц/часов

Виды учебных занятий, учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинары и практи-ческие работы

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Психолого-педагогические основы профессиональной деятельности»

0,44/16

7

7

2

Зачет

ДТ

1.1

Базовые принципы и методологические основания ФГОС.

0,083/3

1

2

1.2

Педагогические технологии в современном образовательном процессе: классификации, компоненты, разновидности.

0,083/3

2

2

1.3

Психолого-педагогические проблемы обучения и развития личности в условиях введения ФГОС

0,083/3

2

1

1.4

Внеурочная деятельность школьников как ресурс развития творческого потенциала личности

0,083/3

2

2

1.5

Подготовка к зачёту

0,05/2

2

2

Модуль 2 «Стратегия модернизации общего образования и её реализация в филологическом образовании»

1,27/46

10

28

8

Экзамен КСР

2.1

Требования ФГОС ООО и СОО к преподаванию русского языка.

0,22/8

2

6

2.2

Требования ФГОС ООО и СОО к преподаванию литературы

0,22/8

2

6

2.3

Анализ УМК по русскому языку, реализующих идеи ФГОС

0,22/8

2

6

2.4

Анализ УМК по литературе, реализующих идеи ФГОС

0,22/8

2

6

2.5

Формирование УУД школьников на уроках русского языка и литературы

0,28/10

2

4

4

КСР

2.6

Подготовка к экзамену

0,11/4

4

3

Модуль 3 «Методика преподавания русского языка»

2,22/80

24

41

15

Экзамен ДТ

3.1

Методика преподавания фонетики

0,28/10

4

6

3.2

Методика преподавания морфемики и словообразования

0,25/9

3

4

2

КСР

3.3

Методика преподавания морфологии, орфографии

0,42/15

4

8

3

ДТ

3.4

Методика преподавания синтаксиса и пунктуации

0,42/15

4

8

3

КСР

3.5

Методика преподавания русского языка в полиэтнической среде

0,2/7

3

4

3.6

Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

0,55/20

6

11

3

КСР

3.7

Подготовка к экзамену

0,11/4

4

4

Модуль 4 «Методика преподавания литературы»

1,94/70

30

30

10

Экзамен ДТ

4.1

Основы теории литературы и особенности ее преподавания в средней школе

0,44/16

6

6

4

ДТ

4.2

Изучение фольклора и древнерусской литературы

0,28/10

5

5

4.3

Методика преподавания русской литературы XVIII века

0,28/10

5

5

4.4

Методика преподавания русской литературы XIХ века

0,28/10

5

5

4.5

Методика преподавания русской литературы ХХ века

0,28/10

5

5

4.6

Подготовка учащихся к ЕГЭ по литературе

0,28/10

4

4

2

КСР

4.7

Подготовка к экзамену

0,11/4

4

5

Модуль 5 «Методика формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках русского языка и литературы»

0,83/30

11

12

7

Зачёт

КСР

5.1

Методика обучения написанию изложения

0,28/10

3

4

3

КСР

5.2

Методика обучения написанию сочинений на уроках русского языка

0,22/8

3

3

2

КСР

5.3

Методика обучения написанию сочинений на уроках литературы

0,28/10

5

5

5.4

Подготовка к зачёту

0,05/2

2

6

Модуль 6 «Современные развивающие технологии на уроках русского языка и литературы, реализующие идеи ФГОС»

1,05/38

8

22

8

Зачёт

ДТ

6.1

Технология проблемного обучения. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

0,22/8

2

6

6.2

Работа с одаренными детьми. Организация деятельности учащихся по созданию исследовательских проектов

0,28/10

2

6

6.3

Информационные технологии в преподавании русского языка и литературы

0,3/11

2

6

3

КСР

6.4

Дидактический потенциал ЭОР по русскому языку и литературе в реализации идей ФГОС

0,25/9

2

4

3

КСР

6.5

Подготовка к зачёту

0,05/2

2

7

Подготовка к итоговой аттестации

0,72/26

26

Итого зачетных единиц/часов

8,5/306

2,50/90

3,89/140

2,11/76

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • ДТ – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.