Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Теория и методика преподавания химии

     Цель реализации программы – формирование и совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций, обеспечивающих выполнение нового вида профессиональной деятельности в области «Основное общее образование», «Среднее общее образование» по профилю подготовки «Химия» для приобретения квалификации «учитель химии».

     Задачи реализации программы:

  • освоение нового материала в области современных областей химии для повышения профессионального уровня, приобретения новых компетенций и построения эффективной системы школьного естественнонаучного образования;

  • овладение методиками обучения общей химии, неорганической химии, органической химии, рациональными методами решения задач;

  • приобретение опыта педагогической деятельности по обучению школьников предметной области «Химия»;

  • приобретение навыков диагностики уровня достижения предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы учащимися.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Теория и методика преподавания химии» (далее – ДПП ПП) предназначена для профессиональной переподготовки педагогических работников образовательных организаций, не имеющих образования в предметной области «Химия».

     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 5 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы является: успешная сдача зачетов и экзаменов, итоговый государственный экзамен

     Категория обучающихся: лица, имеющие среднее специальное или высшее педагогическое образование.

     Форма обучения: очная с элементами дистанционных технологий.

     Объем освоения программы: всего часов – 306. Из них – лекционных – 78 часов. Практических занятий (семинаров) – 134 часов, педагогическая
практика – 10 часов, стажировка – 8 часов. Самостоятельная работа слушателя – 76 часа.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен.

№ п/п

Наименование дисциплин (модулей) и тем

Всего зачетных единиц/часов

Виды учебных занятий, учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинары, практические работы

Стажировка, педагогическая практика

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Теория и методика обучения химии»

2/72

16

30

8

18

О

1.1

История методики обучения химии

0,06/2

2

1.2

Химическое образование и обучение химии (предметные результаты обучения)

1,06/38

8

14

8

8

ДТ

КСР

1.3

Воспитание и развитие на уроках химии (личностные результаты образования)

0,39/14

2

8

4

КСР

1.4

Внеурочные формы обучения химии (факультативные

0,33/12

4

8

1.5

Подготовка к экзамену

0,17/6

6

O

2

Раздел 2 «Методика обучения общей химии»

1,22/44

16

20

8

О

2.1

Методика изучения темы «Основные химические понятия и представления»

0,28/10

4

4

2

КСР

2.2

Методика изучения темы «Классы неорганических веществ»

0,33/12

4

6

2

ДТ

2.3

Методика изучения темы «Периодический закон и строение вещества»

0,22/8

4

4

2.4

Методика изучения темы «Химические реакции»

0,33/12

4

6

2

ДТ

2.5

Подготовка к зачету

0,06/2

2

О

3

Модуль 3 «Неорганическая химия и методика ее обучения в школе»

1,5/54

20

24

10

О

3.1

Подходы к изучению неорганической химии в школьном курсе

0,06/2

2

3.2

Методика изучения темы «Щелочные и щелочно-земельные металлы. Магний. Алюминий»

0,19/7

2

4

1

ДТ

3.3

Методика изучения темы «Металлы побочных подгрупп»

0,47/17

8

8

1

ДТ

3.4

Методика изучения темы «Неметаллы»

0,5/18

8

8

2

ДТ

3.5

Курс неорганической химии в 11 классе

0,17/6

2

4

КСР

3.6

Методика изучения темы «Производство неорганических веществ. Удобрения»

0,06/2

2

3.7

Подготовка к зачету

0,06/2

2

О

4

Модуль 4 «Органическая химия и методика ее обучения в школе»

1,72/62

24

28

10

О

4.1

Методика изучения органических веществ в основной школе

0,17/6

2

2

2

КСР

4.2

Методика изучения теории строения органических соединений в 10 классе

0,17/6

4

2

4.3

Методика изучения углеводородов

0,56/20

8

10

2

ДТ

4.4

Методика изучения кислородсодержащих органических соединений

0,56/20

8

10

2

ДТ

4.5

Методика изучения азотсодержащих органических соединений

0,17/6

2

4

4.6

Подготовка к экзамену

0,11/4

4

О

5

Модуль 5 «Рациональные методы решения задач»

1,06/38

2

32

4

О

5.1

Теоретические аспекты решения расчетных задач

0,06/2

2

5.2

Методика решения типовых расчетных задач

0,61/22

20

2

КСР

5.3

Методика решения нестандартных, творческих и олимпиадных задач

0,39/14

12

2

КСР

6

Педагогическая практика

0,28/10

10

О

7

Подготовка к итоговой аттестации

0,72/26

26

О

Итого зачетных единиц/часов

8,5/306

2,17/78

3,72/134

0,5/18

2,11/76

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • ДТ – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.