Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Теория и практика процедуры медиации

     Цель реализации программы – формирование систематизированных теоретических знаний и практических умений по технологиям медиации и организации медиативной службы в образовательном учреждении.

     Задачи реализации программы:

  • Раскрыть сущность понятий: конфликт; виды конфликтов, стили поведения в конфликте; психологию конфликта, технологии управления конфликтами.

  • Рассмотреть медиацию как альтернативный метод разрешения споров.

  • Раскрыть сущность медиации как междисциплинарной области знаний.

  • Сформировать знания о роли медиатора в процедуре медиации, стадиях и фазах медиации, специфике восстановительного подхода в медиации.

  • Рассмотреть нормативно-правовую базу организации медиативной службы в образовательном учреждении.

  • Развить знания об организации медиативной службы в образовательном учреждении и подготовки медиаторов из учащихся 5-9 классов

  • Сформировать практические навыки анализа конфликтной ситуации.

  • Отработать медиативные техники и приёмы в работе медиатора.

     Дополнительная программа профессиональной переподготовки «Теория и практика процедуры медиации» предназначена для получения права заниматься новой профессиональной деятельностью специалистами, имеющих высшее образование, особенно это актуально для руководителей, педагогов, педагогов-психологов, социальных педагогов, социальных работников, адвокатов и других лиц, работающих с человеческим капиталом.

     Программа рассчитана на 312 часов и состоит из 7 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, практические занятия с использованием методов активного социально-психологического обучения, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы является: зачеты и экзамены по изучаемым темам.

     Категория обучающихся: лица, имеющие высшее образование.

     Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов – 312. Из них – лекционных –100 часов. Практических занятий 134 часа. Контрольно-самостоятельной работы слушателя – 78 часов.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен.

№ п/п

Наименование разделов

(модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных занятий,

учебных работ, часов

Формы контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Ведение в медиацию»

1,47/53

18


26


9


1.1

Альтернативное разрешение споров: система и принципы

0,20/7

3


3


1

Т

1.2

Медиация как альтернативный метод разрешения конфликтов

0,20/7

3


2


2

КСР

1.3

Медиация как междисциплинарная область

0,11/4

2


2




1.4

Принципы медиации

0,28/10

3


6


1

КСР

1.5

Инструменты медиации

0,25/9

3


6




1.6

Восприятие и коммуникация в медиации

0,33/12

4


7


1

КСР

1.7

Экзамен

0,11/4





4

О

2

Модуль 2 «Медиация как процедура»

1,11/40

14


20


6


2.1

Медиатор и процедура медиации

0,25/9

3


5


1

Т

2.2

Подготовка к процедуре медиации

0,19/7

3


4




2.3

Процедура медиации. Особенности работы медиатора на каждой стадии

0,39/14

6


5


1

КСР

2.4

Результат процедуры медиации

0,22/8

2


6




2.5

Экзамен

0,11/4





4

О

3

Модуль 3 «Медиативный подход»

1,33/48

17


23


8


3.1

Информация в медиации

0,27/10

4


6




3.2

Взаимодействие картин мира в медиации

0,14/5

3


2




3.3

Привлечение представителей сторон, экспертов и др. лиц к участию в процедуре медиации

0,19/7

2


4


1

Т

3.4

Особенности разрешения семейных, трудовых, экономических и др. видов споров с помощью медиации

0,36/13

5


7


1

КСР

3.5

Продвижение медиации и этические нормы в медиации

0,25/9

3


4


2

КСР

3.6

Экзамен

0,11/4





4

О

4

Модуль 4 «Содержание конфликта»

1,11/40

15


18


7


4.1

Понятие конфликта и его феномен

0,25/9

3


5


1

КСР

4.2

Психология конфликта

0,27/10

5


4


1

КСР

4.3

Анализ конфликта

0,53/19

7


9


1

КСР

4.4

Экзамен

0,11/4





4

О

5

Модуль 5 «Работа с конфликтами»

1,08/39

14


17


8


5.1

Технологии управления конфликтами

0,22/8

3


3


2

КСР

5.2

Поведение личности в конфликте

0,28/10

3


5


2

КСР

5.3

Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов

0,33/12

5


7




5.4

Межличностные конфликты

0,20/7

3


2


2

КСР

5.5

Зачет

0,05/2





2

О

6

Модуль 6 «Восстановительная медиация»

1,08/39

14


18


7


6.1

Восстановительный подход в медиации

0,33/12

4


4


4

КСР

6.2

Процедура восстановительной медиации

0,70/25

10


14


1

Т

6.3

Зачет

0,05/2





2

О

7

Модуль 7 «Особенности коммерческой и семейной медиации»

0,75/27

8


12


7


7.1

Коммерческая медиация

0,33/12

4


6


2

Т

7.2

Особенности применения медиации при разрешении семейных споров

0,36/13

4


6


3

КСР

7.3

Зачет

0,05/2





2

О

8

Подготовка к итоговой аттестации

0,72/26





26

О

Итого зачетных единиц/часов

8,67/312

2,78/100


3,72/134


2,17/78



Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • Т – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.