Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями

     Цель реализации программы - совершенствование профессиональных компетенций, способствующих реализации тьюторской деятельности по сопровождению детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с требованиями ФГОС в системе общего и специального образования, социальной защиты, здравоохранения.

     Задачи реализации программы:

  • ознакомление слушателей с нормативно-правовыми основами тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями;

  • формирование у слушателей глубоких и систематизированных знаний в области методологии, теории и практики дефектологии; концептуальных психолого-педагогических основ воспитания и обучения детей с особыми образовательными потребностями в условиях введения ФГОС;

  • ознакомление слушателей с особенностями психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями (дети с ограниченными возможностями здоровья и одаренные дети): закономерностями развития сенсорно-перцептивной, интеллектуально-познавательной, эмоционально-волевой сфер. 

  • обучение слушателей выявлению отклонений в психофизическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья; решению диагностических, дифференциально-диагностических и коррекционных задач;

  • изучение методических аспектов организации психолого-педагогической работы с одаренными детьми и дефектологической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС УО.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки педагогических кадров (далее – ДПП ППК «Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» предназначена для повышения квалификации специалистов учреждений системы специального образования, социальной защиты, здравоохранения по проблеме использования инновационных подходов в обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Она позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации инклюзивного образования (в частности тьюторского сопровождения) и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования тьюторами в образовательном процессе инновационных педагогических технологий.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки педагогических кадров «Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями» ориентирована на формирование профессиональных компетенций тьютора, повышение качества коррекционных педагогических услуг.

     Программа рассчитана на 360 часов и состоит из 8 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются: сдача зачетов и защита выпускной квалификационной работы.

     Категория обучающихся: педагогические работники, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

     Форма обучения: очная с элементами дистанционных технологий.

     Сроки освоения программы: 360 ч. Из них – лекционных – 158 часов. Практических занятий (семинаров) – 112 часов. Контрольно-самостоятельной работы слушателя - 90 часов. Инновационные формы образовательного процесса - 18 часов.

     Форма итоговой аттестации: защита выпускной квалификационной работы.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных работ, ч

Формы учебных работ

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Нормативно-правовая регуляция образовательной деятельности. Нормативные акты при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

0,5/18

6

12

_

_

_

1.1

Стратегия развития современного образования. Государственная политика в сфере образования. Этическая составляющая образовательной деятельности при работе с детьми с особыми образовательными потребностями

0,17/6

2

4

_

_

_

1.2

Инклюзивное образование как инновационный процесс: исторический аспект и современное состояние

0,17/6

2

4

_

_

_

1.3

Нормативно-правовые документы, регламентирующие процесс тьюторского сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Стандартизация образования при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью

0,17/6

2

4

_

_

_

2

Модуль 2 «Основы педагогики»

0,39/14

4

8

_

_

2

КСР

2.1

Педагогика как наука. Сущность педагогического процесса как целостного явления: дидактика и теория воспитания

0,17/6

2

4

_

_

--

2.2

Традиционные и инновационные образовательные технологии

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

3

Модуль 3 «Основы психологии»

0,44/16

4

8

_

_

4

3.1

Возрастная психология

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

3.2

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

4

Модуль 4 «Медико-биологические основы дефектологии»

2,17/78

30

36

_

_

12

4.1

Нейропсихология

0,56/20

8

10

_

_

2

КСР

4.2

Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности

0,44/16

6

6

_

_

4

КСР

4.3

Невропатология

0,61/22

8

10

_

_

4

КСР

4.4

Анатомия, физиология и патология

органов слуха, речи и зрения

0,56/20

8

10

_

_

2

КСР

5

Модуль 5 «Основы специальной психологии»

0,89/32

14

16

_

_

2

5.1

Специальная психология

0,17/6

2

4

_

_

_

5.2

Психопатология

0,39/14

6

6

_

_

2

КСР

5.3

Клиника интеллектуальных нарушений

0,33/12

6

6

_

_

_

6

Модуль 6 «Теоретические и методические основы тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью»

3,5/126

44

58

_

_

24

6.1

Основы обучения и воспитания детей с ОВЗ и инвалидностью. Проектирование адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана обучающегося с ОВЗ (в условиях общеобразовательной организации и специальном (коррекционном) учреждении)      

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

6.2

Современные организационные модели деятельности ПМПк и ПМПК в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ. Участие тьютора в работе ПМПК и ПМПк

0,33/12

4

8

_

_

_

6.3

Организация коррекционно-педагогической работы с детьми с расстройствами аутистического спектра; нарушением опорно-двигательной системы

0,44/16

6

6

_

_

4

КСР

6.4

Особенности коррекционно-развивающего обучения со слабовидящими и слепыми детьми. Тифлопедагогика

0,39/14

6

6

_

_

2

КСР

6.5

Специфика коррекционно-педагогической работы со слабослышащими и глухими детьми. Сурдопедагогика

0,44/16

6

6

_

_

4

КСР

6.6

Обучение и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями. Олигофренопедагогика

0,44/16

6

6

_

_

4

КСР

6.7

Логопедическое сопровождение детей с речевыми нарушениями (Тяжелые нарушения речи (ТНР))

0,56/20

8

10

_

_

2

КСР

6.8

Технологии тьюторского сопровождения. Работа тьютора с детским коллективом инклюзивного класса (группы)

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

6.9

Взаимодействие тьютора  с командой специалистов, сопровождающих обучение детей с ОВЗ и инвалидностью

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

6.10

Взаимодействие с родителями ребенка с ОВЗ и инвалидностью

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

7

Модуль 7 «Теоретические и методические особенности тьюторского сопровождения при работе с одаренными детьми»

0,94/34

8

16

_

_

10

7.1

Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми

0,28/10

2

4

_

_

4

КСР

7.2

Основные формы и методы работы с одаренными детьми

0,44/16

4

8

_

_

4

КСР

7.3

Проектирование индивидуального образовательного маршрута, индивидуального учебного плана

0,22/8

2

4

_

_

2

КСР

8

Модуль 8 «Особенности ИКТ при работе с детьми с особыми образовательными потребностями»

0,17/6

2

4

_

_

_

8.1

Формы дистанционного обучения как одна из альтернатив образовательного процесса для детей с ОВЗ и одаренных детей

0,17/6

2

4

_

_

_

9

Подготовка к итоговой аттестации (ВКР)

1,00/36

36

О

Итого зачетных единиц / часов

10,00/

360

3,11/112

4,39/158

_

_

2,50/90

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.