Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Воспитание как профессиональная деятельность в суворовском военном училище и кадетской школе

     Рабочая программа

     Цель реализации программы – развитие профессиональной компетентности офицеров-воспитателей и воспитателей кадетской школы в сфере организации воспитательного процесса в условиях суворовского военного училища и кадетской школы.

     Задачи реализации программы:

  • Обеспечить понимание слушателями специфики воспитательного процесса в суворовском военном училище и кадетской школе, его роли и места в современной системе образования и образовательного заказа министерства обороны РФ.

  • Освоить технологии и методики воспитательной деятельности, повышающие мотивацию суворовцев и кадетов к военной службе в качестве курсантов высших военных учебных заведений.

  • Способствовать личностному самоопределению слушателей в сфере современной парадигмы воспитания, развить профессиональные компетенции офицера-воспитателя и воспитателя кадетской школы.

  • Формировать умение проектировать воспитательную деятельность с учётом полисубъектной позиции воспитателя.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Воспитание как профессиональная деятельность в суворовском военном училище и кадетской школе» предназначена для профессиональной переподготовки педагогических работников для осуществления воспитательной деятельности в суворовском военном училище и кадетской школе. Она позволяет организовать воспитательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации процесса воспитания в суворовском военном училище, кадетской школе и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в воспитательном процессе инновационных педагогических технологий.

     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 5 модулей.

     Осуществление данной программы требует обновления традиционных форм учебных занятий и введение таких форм, которые позволяют создавать у офицера-воспитателя собственный опыт педагогического взаимодействия и партнёрских отношений с коллегами и детьми («проблемное» поле, круглый стол, дискуссия, лекция-диалог, деловая игра, творческая мастерская, тренинговая работа).

     К освоению программы допускаются лица с высшим профессиональным образованием без предъявления требований к стажу работы в сфере воспитания.

     Результатом прохождения (усвоения) программы профессиональной переподготовки офицеров-воспитателей является итоговый экзамен. По итогам усвоения слушателями модулей проходит зачет в форме тестирования и выполнения ряда заданий самостоятельной работы. Форма обучения очная с частичным использованием дистанционных технологий.

     Обучение проводится на русском языке.

     Категория обучающихся: уровень образования - лица, имеющие высшее профессиональное образование и опыт педагогической деятельности в образовательной организации.

     Форма обучения: очная (заочная) с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Сроки освоения программы: всего часов - 306 Из них – лекционных - 98.часов. Практических занятий (семинаров) - 132. Контрольно-самостоятельной работы слушателя - 76.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен..

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц/ часов

Виды учебных занятий, учебных работ

Формы контроля

Лекции, часов

Семинары и практические, часов

Самост. работа, часов

1

Модуль 1 «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования»

0,86/31

12

16

3

1.1

Образование в современном обществе: Направления государственной политики в сфере образования

0,25/9

4

4

1

КСР

1.2

Законодательство РФ в сфере образования

0,22/8

4

4

1.3

Правовое взаимодействие участников образовательного процесса

0,22/8

2

4

2

КСР

1.4

Офицер воспитатель как субъект реализации государственной политики в сфере воспитания

0,17/6

2

4

2

Модуль 2 «Возрастная психология»

2,3/83

26

48

9

2.1

Индивидуально-психологические свойства личности и их проявление в разные возрастные периоды

0,39/14

4

8

2

КСР

2.2

Гендерный подход в воспитании

0,33/12

4

8

2.3

Коммуникативная компетентность офицера-воспитателя, структура и стороны общения

0,39/14

4

8

2

КСР

2.4

Обучение и развитие

0,39/14

4

8

2

КСР

2.5

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста

0,47/17

6

8

3

КСР

2.6

Межличностное общение, как ведущая деятельность подросткового возраста

0,33/12

4

8

3

Модуль 3 «Основы педагогики»

1,23/44

16

22

6

3.1

Педагогика как наука о воспитании. Объект и предмет педагогики. Задачи и функции педагогики. Методы педагогики

0,27/10

4

4

2

КСР

3.2

Характеристика, структура и сущность педагогической деятельности. Структура педагогического процесса в суворовском военном училище и кадетской школе

0,17/6

2

4

3.3

Духовно-нравственное наследие отечественной философии, педагогики и военных начальников России в воспитании юных суворовцев и кадетов

0,17/6

2

4

3.4

Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. Принципы воспитания

0,17/6

2

4

3.5

Педагогическая диагностика. Методы педагогического исследования. Мониторинг. Виды мониторинга

0,28/10

4

4

2

КСР

3.6

История становления и развития суворовских военных училищ и кадетских школ в России

0,17/6

2

2

2

КСР

4

Модуль 4 «Теория, методика и технология деятельности офицера-воспитателя и воспитателя кадетской школы»

2,61/94

38

34

22

4.1

Концептуально-программное обеспечение процесса жизнедеятельности воспитанников суворовских военных училищ и кадетских школ: позиция офицера-воспитателя

0,22/8

4

4

4.2

Современные воспитательные методики и технологии как фактор социализации воспитанника суворовского военного училища и кадетской школы

0,33/12

6

6

4.3

Особенности концепции воспитательной деятельности офицера – воспитателя: ценности, функции, принципы и содержание

0,33/12

4

4

4

КСР

4.4

Педагогическая поддержка процесса формирования ценностного мира воспитанника суворовского военного училища и кадетской школы

0,39/14

8

4

2

4.5

Формирование российской гражданской идентичности обучающегося как целевая установка организации воспитательного процесса в суворовском военном училище и кадетской школе

0,28/10

4

4

2

4.6

Полисубъектное взаимодействие и партнерство образовательной организации с семьей и другими социальными институтами воспитания

0,31/11

4

4

3

4.7

Социальная общность воспитанников. Общность. Организация. Коллектив. Феномен и понятие детского коллектива в суворовском военном училище и кадетской школе

0,22/8

4

4

4.8

Самоуправление как реальная самостоятельная и совместная деятельность воспитанников суворовского военного училища и кадетской школы

0,53/19

4

4

11

5

Модуль 5 «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе»

0,5/18

6

12

5.1

Использование электронных образовательных ресурсов в воспитательном процессе образовательной организации

0,17/6

2

4

5.2

Информационно - коммуникационные технологии в системе воспитания

0,33/12

4

8

6

Подготовка к итоговому экзамену

1/36

36

О

Итого зачетных единиц/часов

8,5/306

2,72/98

3,67/132

2,11/76

 

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • ДТ – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.