Институт повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников образования
Тульской области

Воспитатель школы-интерната и детского дома

     Рабочая программа

     Цель реализации программы - формирование теоретических знаний и практических навыков, совершенствование профессиональных компетенций воспитателей в сфере организации воспитательного процесса в условиях детского дома и школы-интерната с учетом современных требований к достижению образовательных результатов у обучающихся в рамках реализации Федерального государственного стандарта нового поколения и профессионального стандарта Педагога.

     Задачи реализации программы:

  • Обеспечить понимание слушателями специфики воспитательного процесса в интернатных учреждениях, его роли и места в современной системе образования.

  • Создать условия для развития методологической культуры воспитателей, повышения их профессиональной компетентности. 

  • Формировать ценностное самоопределение воспитателей в воспитательной деятельности, мотивировать к личностно-профессиональной рефлексии.

  • Освоить методики и технологии воспитательной деятельности.

  • Ознакомить слушателей с содержательными и техническими возможностями современных контентов, обеспечивающих доступ к образовательным ресурсам и сервисам.

  • Обучить слушателей проектированию и анализу воспитательного процесса в интернатных учреждениях.

     Дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки «Воспитатель школы-интерната и детского дома» предназначена для профессиональной переподготовки воспитателей школ-интернатов и детских домов. Данная ДПП позволяет организовать образовательный процесс в соответствии с современными требованиями к организации воспитательной деятельности, в том числе, инклюзивного образования (лиц с ОВЗ) и развить профессиональную компетентность педагогических работников в области использования в воспитательном процессе инновационных педагогических технологий.

     Программа рассчитана на 306 часов и состоит из 4 модулей.

     Реализация содержания программы включает аудиторные занятия, стажировку, а также самостоятельную работу слушателей с использованием дистанционных технологий (в том числе на основе электронного ресурса Moodle).

     Обучение проводится на русском языке.

     Критериями освоения содержания программы являются: результаты итогового тестирования в Moodle, зачета, экзамена; выполнение и защита выпускной квалификационной работы.

     Категория обучающихся: к освоению программы допускаются лица, работающие воспитателями в детских домах и школах-интернатах без предъявления требований к образованию и стажу работы.

     Форма обучения: очная с элементами электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

     Объем освоения программы: всего часов – 306, из них – лекционных – 86 часов, практических занятий (семинаров) – 144, контрольно-самостоятельной работы слушателя – 76 часов.

     Форма итоговой аттестации: итоговый экзамен.

№ п/п

Наименование разделов (модулей) и тем

Всего зачетных единиц / часов

Виды учебных работ, ч

Формы

контроля

Лекции

Семинарские занятия

Практические занятия

Стажировка

Самостоятельная работа

1

Модуль 1 «Нормативно-правовые основы государственной политики в сфере образования»

0,47/17

4

8

5

1.1

Образование в современном обществе. Направления государственной политики в сфере образования.  Законодательство РФ в сфере образования

0,22/8

2

4

2

КСР

1.2

Правовое взаимодействие участников образовательного процесса.  Педагог-воспитатель как субъект реализации государственной политики в сфере воспитания

0,25/9

2

4

3

Д

2

Модуль 2 «Психолого-педагогические основы воспитательной деятельности»

2,34/84

30

40

 

 

14

2.1

Психологические особенности возраста детей. Проблемы ребенка «подростка»

0,44/16

4

8

4

КСР

2.2

Гендерный подход в воспитании

0,22/8

4

4

2.3

Коммуникативная компетентность педагога-воспитателя, структура и стороны общения

0,17/6

2

4

2.4

Психологическое сопровождение   детей   группы социального риска.   Работа с категорией «особый ребенок».  Профилактика девиантного поведения

0,44/16

4

8

4

КСР

2.5

Межличностное общение, как ведущая деятельность подросткового возраста

0,17/6

2

4

2.6

Педагогика как наука о воспитании. Объект и предмет педагогики. Задачи и функции педагогики. Методы в педагогике

0,17/6

4

2

2.7

Характеристика, структура и сущность педагогической деятельности. Структура педагогического процесса, его компоненты      

0,17/6

4

2

2.8

Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания. Принципы воспитания

0,17/6

2

4

2.9

Мониторинг в образовании. Виды мониторинга Педагогическая диагностика в сфере воспитания

0,39/14

4

4

6

Д

3

Модуль 3 «Теория, методика и технология деятельности воспитателя школы-интерната и детского дома»

4,11/148

46

84

18

 

3.1

Нормативно-правовое обеспечение воспитательного процесса в интернатном учреждении в работе с детьми-сиротами

0,17/6

4

2

3.2

Педагогические смыслы социокультурного феномена «пространство Детства».  Социальный портрет современного детства.  Риски взросления ребенка в современной России

0,17/6

2

4

3.3

Концептуально-программное обеспечение процесса жизнедеятельности воспитанников школ-интернатов: позиция педагога-воспитателя. Особенности концепции воспитательной деятельности педагога – воспитателя: ценности, принципы и содержание

0,33/12

4

8

3.4

Проблемы целеполагания и обоснования задач в сфере воспитания и социализации личности воспитанника учреждения интернатного типа

0,44/16

4

8

4

КСР

3.5

Современные воспитательные методики и технологии как средство социализации воспитанников и интеграции их с обществом: структура, содержание, основные идеи

0,88/32

8

16

8

КСР

3.6

Детская общность как субъект воспитательного взаимодействия и среда развития воспитанника. Феномен и понятие детского коллектива в школе-интернате и детском доме 

0,17/6

2

4

3.7

Педагогическая поддержка процесса формирования ценностного мира воспитанника школы-интерната и детского дома

0,17/6

2

4

3.8

Дополнительное образование как ресурс творческого развития личности ребенка в школе-интернате и детском доме

0,28/10

4

6

3.9

Полисубъектное взаимодействие социальных институтов по поддержке жизненного самоопределения ребенка: технология социального партнерства

0,17/6

2

4

3.10

Современные подходы в теории и практике воспитания детей с ОВЗ в школе-интернате и детском доме

0,33/12

4

8

3.11

Возрастные особенности социализации воспитанников детских домов и школ-интернатов в контексте воспитания.

Педагогические условия социальной реабилитации и постинтернатной адаптации воспитанников

0,33/12

4

8

3.12

Результативность и эффективность деятельности педагога-воспитателя с детьми. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в учреждениях интернатного типа

0,17/6

2

4

3.13

Развитие профессиональной позиции воспитателя школы-интерната и детского дома в контексте  профессионального стандарта «Педагог»

0,5/18

4

8

6

Д

4

Модуль 4 «Использование современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательном процессе»

0,58/21

6

12

3

4.1

Использование электронных образовательных ресурсов в воспитательном процессе школы-интерната и детского дома

0,17/6

2

4

 

 

 

 

4.2

Информационно – коммуникационные технологии в системе воспитания.  Информационная безопасность и интернет-риски в детской и подростковой среде

0,41/15

4

8

 

 

3

Д

5

Подготовка к итоговому экзамену

1/36

36

О

Итого зачетных единиц / часов

8,5/306

86

144

76

Условные сокращения:

  • Д – дистанционная проверка заданий в системе дистанционного обучения MOODLE
  • ДТ – тестирование в системе дистанционного обучения MOODLE
  • О – очная проверка (зачет, экзамен, ВКР)
  • КСР – задания самостоятельной работы проверяются в ходе проведения модулей программы в очной форме.